Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2009

Наука и техника: прошлое и настоящее

В. Н. Белюстов,
< belustov@yandex.ru >, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.

рис.119 июня. 340 лет тому назад родился русский математик-педагог Леонтий Филиппович Магницкий. Издал в соавторстве с другими преподавателями школы «Таблицу логарифмов, синусов, тангенсов и секансов» (1703) и «Таблицы горизонтальных северных и южных широт» (1722). В своей «Арифметике» (1703) не только изложил правила выполнения основных арифметических действий, но и рассмотрел вопросы прикладной арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. В разделе «Логистика» рассматривалось «движение небесных кругов» (т.е. орбиты небесных тел). Не скрывая своего интереса к астрономии, утверждал, что «весь мир сферовиден», и само небо движется по кругу, а состоит оно из видимых и невидимых строений, причём внутри есть и «умные ангельские силы», и «чувственные». «Арифметика» Магницкого впервые в мировой литературе сообщила широту и долготу Москвы, Киева, Архангельска, Астрахани. Учебник широко использовался в школах почти полстолетия. М.В.Ломоносов называл эту книгу «вратами своей учёности».

рис.219 июня. 110 лет тому назад родился советский физик Сергей Эдуардович Фриш. Работы посвящены спектроскопии, спектральному анализу и оптике. Изучал взаимодействие ядра с электронной оболочкой, приводящее к возникновению сверхтонкой структуры спектров, исследовал сверхтонкую структуру линий натрия и установил правило, связывающее значение спина ядер с их чётностью, сверхтонкую структуру и изотопические смещения на линиях калия, серебра, меди, бария, кальция и других элементов. Предложил метод спектрального анализа газов, широко используемый в про­мышленности. Работал над созданием спектральной аппаратуры и усовершенствованием источников света. Автор (совместно с А.В.Тиморевой) широко известного трёхтомного «Курса общей физики».

рис.325 июня. 145 лет тому назад родился немецкий физик и физикохимик, один из основоположников физической химии Вальтер Фридрих Герман Нернст. Работал в области термодинамики, физики низких температур, физической химии. В 1906 г. высказал утверждение, что энтропия химически однородного твёрдого или жидкого тела при абсолютном нуле температуры равна нулю (теорема Нернста). Эту теорему часто называют третьим началом термодинамики. Предсказал (1906) эффект «вырождения» газа. Распространил (1911) понятие квантования на вращательное движение частиц и совместно с Ф.Линдеманом предложил формулу для теплоёмкости твёрдого тела (формула Нернста–Линдемана). Обнаружил (1886) явление возникновения электрического поля в теле при наличии градиента температуры, перпендикулярного внешнему магнитному полю (эффект Нернста–Эттингсхаузена). Разработал метод определения диэлектрической проницаемости проводников при помощи мостика Уитстона. Развил теорию электродвижущих сил в растворах с локальным изменением концентрации, теорию электролитического растворения металлов, теорию электродных потенциалов, диффузионных потенциалов, диффузионную теорию кинетики гетерогенных химических реакций на границе раздела фаз. Построил источник излучения (лампа Нернста). Известен также законом распределения Нернста (1890). В 1920 г. отмечен Нобелевской премией по химии.

рис.426 июня. 185 лет тому назад родился английский физик, один из основоположников термодинамики Уильям Томсон (лорд Кельвин). Работы относятся к термодинамике, гидродинамике, электромагнетизму, упругости, теплоте, математике, технике. Сформулировал (1851) независимо от Р.Клаузиуса второе начало термодинамики, благодаря чему была доказана невозможность вечного двигателя второго рода. Применяя открытый закон ко Вселенной как к целому, пришёл (1852) к ошибочному выводу о неизбежности «тепловой смерти Вселенной» (гипотеза тепловой смерти Вселенной). Широко применял термодинамический метод для объяснения различных физических явлений. Ввёл (1848) понятие абсолютной температуры и абсолютную шкалу температуры, названную его именем (шкала Кельвина). Показал, как температура кипения жидкости в зависимости от давления связана с теплотой парообразования, объёмом жидкости и образовавшимся из неё паром, установил (1870), что упругость насыщенного пара зависит от формы поверхности жидкости. Вместе с Дж.Джоулем установил (1853–1854) изменение температуры газа при его медленном стационарном адиабатическом протекании сквозь пористую перегородку (эффект Джоуля–Томсона). Использование этого эффекта является одним из основных методов получения низких температур. Открыл в (1856) третий термодинамический эффект (эффект Томсона): если вдоль проводника, по которому течёт электрический ток, существует перепад температур, то кроме джоулевой теплоты в объёме проводника в зависимости от направления тока выделяется или поглощается ещё некоторое количество теплоты (теплота Томсона). Построил термодинамическую теорию термоэлектрических явлений. Плодотворно работал в области изучения электрических и магнитных явлений, в частности, изучал магнитные свойства кристаллов. Открыл (1851) изменение удельной электропроводности ферромагнетиков при их намагничивании (эффект Томсона). Сконструировал ряд высокочувствительных электрометров и гальванометров, универсальный компас и другие приборы. Дал расчёт электрических колебаний в контуре, выведя (1853) формулу зависимости периода собеталлов в магнитном поле, перпендикулярном току. Теоретические исследования Томсона по электромагнетизму и ряд его технических изобретений значительно содействовали практическому осуществлению телеграфной связи, в частности, по трансатлантическому кабелю, в прокладывании которого он принимал активное участие. Исследования по теплопроводности пытался использовать для расчёта возраста Земли, изучал проблему вращения Земли вокруг оси, пришёл к выводу, что морские приливы и отливы оказывают влияние на это вращение. Выдвинул (1902) гипотезу о строении атомов, осуществил расчёты размеров молекул и т.д.

Статья подготовлена при поддержке форума для программистов и системных администраторов «CyberForum.ru». Если Вы испытывайте сложности в сфере программирования, или же вам требуется профессиональный совет, то оптимальным решением станет зайти на форум «CyberForum.ru». Перейдя по ссылке: «http://www.cyberforum.ru/consumer-electronics/», вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить достоверную информацию, а также задать свой вопрос. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.Cyberforum.Ru.