Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №14/2009

Методические страницы

С. А. Тихомирова,
< tikhomirova@mnemozina.ru >, изд-во «Мнемозина», г. Москва

Рабочие тетради для 10 – 11-го классов

Состав УМК:

рис.1Использование в учебном процессе рабочих тетрадей, бесспорно, целесообразно: они помогают организовать работу ученика, экономят время на выполнение домашних и классных заданий, освобождая от рутинного переписывания условий задач, рисования схем и вычерчивания таблиц и кроссвордов, – верный ответ требуется просто вписать либо отметить.

Рабочие тетради к УМК С.А.Тихомировой и Б.М.Яворского1 содержат задания к каждому параграфу учебника. Они включают в себя опорные конспекты, разнообразные вопросы, задачи, образцы их решения, опыты и наблюдения, которые помогут учащимся лучше усвоить курс физики. Каждая глава заканчивается обобщением, включающим систематизирующую таблицу, комбинированные задачи, тест и проверочную работу.

Помимо этих традиционных заданий имеются и такие, которые нацелены на повышение интереса к физике как к учебному предмету: объясните физическое явление, описанное в художественной литературе; ответьте на вопрос Василисы Премудрой; ответьте на вопрос по поводу весёлой ситуации; исправьте ошибку в утверждении; объясните физический смысл афоризма и т.д. Хочется надеяться, что тетради помогут школьникам учиться с увлечением, а учителю значительно облегчат подготовку к уроку.

Главу 1 «Рабочей тетради» для 10-го класса смотрите в электронных приложениях к №14 на сайте газеты.

Учителя-экспериментаторы об учебниках «ФИЗИКА-10», «ФИЗИКА-11» С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского

• Учебники удивительно легко приняты и учителями, и учащимися. Доступность подаваемого материала, краткость изложения, красочность – их основные достоинства. Для классов общеобразовательных и гуманитарных это настоящая находка. Очень удобно, что тематическое планирование составлено для 2 и 3 часов преподавания физики в неделю. Отмечается повышение интереса учащихся к изучаемому предмету. Ученики гуманитарных классов, привыкшие рассматривать изучение физики только как напрасную трату времени, отмечали, что учебник не только понятен, но и интересен. Л.В.Зверева (методист Сочинского ЦРО, г. Сочи).

• Проучившись два года по новым учебникам физики, ребята полюбили их, поверили в свои силы. В результате семь человек записались сдавать ЕГЭ по физике, а к началу апробации класс был слабым, никто не хотел сдавать ЕГЭ по физике. Л.И.Дубровская (СОШ № 5, г. Старая Русса, Новгородская обл.).

• По общему мнению костромских учителей, большинство учебников физики напоминают плохой вариант вузовского пособия, а этот полностью отвечает требованиям на базовом уровне. В нём физика удачно «смыкается» с другими, казалось бы, далёкими от неё сферами. Привлечение сведений из литературы и истории не только делает изложение учебного материала живым, интересным, но и позволяет глубже понять физическую сущность явлений окружающего мира. Авторам удалось сделать учебник воспитателем гражданственности и патриотизма, он помогает формировать уважение к честному и самоотверженному труду учёного. Большинство учителей выразили готовность работать именно по этому учебнику. Л.И.Бурмистрова (методист Костромского ОИПКРО, г. Кострома).

• Наконец-то в моей руке учебник, который я давно искала. Он нравится и учителям, и детям. Он прост и красочен, понятен и интересен. Он тихо вытеснил учебник физики Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, по которому я преподавала уже много лет (по выбору детей – им предлагали на выбор ряд учебников из школьной библиотеки). Он воплощает идею гуманитаризации образования. Я успешно использую его и в общеобразовательных классах, и в профильных – биолого-химическом, гуманитарном. Доступно изложен материал, сохранена научность, приятная и красочная полиграфия, интересные тексты. Он, как глоток свежего воздуха, на рынке учебников физики. В классе, где уже два года идёт его апробация, качество знаний выше на 10–15%. Этот учебник хочется читать, листать, рассматривать. На мою просьбу проанализировать учебник учащиеся откликнулись живо: в основном словами «интересный», «красочный», «понятный» (последнее слово – ключевое, поскольку резко сократилось число учебных часов, и ряд вопросов учащимся приходится рассматривать самостоятельно). О.В.Васина (МОУ лицей 28, г. Йошкар-Ола, Респ. Марий Эл).

• Закончив курс физики для 10-го класса по новому учебнику, учащиеся так отозвались о нём: • Процесс обучения стал более интересным, т.к. информация воспринимается ёмко и цельно, без «каши» в голове. • Параграфов немного, и это позволяет легко ориентироваться в учебнике, он уже не кажется таким объёмным.

• Учебный текст написан доступно, содержит практическую часть, что делает физику увлекательным предметом. • В упражнениях предлагаются задачи разной сложности, решая которые, мы не только применяем полученные знания, но и думаем логически, анализируем и приходим к ответу сами, иногда оригинальным способом.

• Особенно приятно видеть иллюстрации к лабораторным работам, и наглядность помогает лучше справиться с заданием. Л.М.Язрикова (МОУ гимназия № 9, г. Тольятти, Самарская обл.).

• Учебный материал изложен доступно и одновременно логично, что позволяет ученикам работать как под руководством учителя, так и самостоятельно. Физические идеи строго обосновываются на основе опытов, логических рассуждений. Научный уровень изложения высок, а используемый математический аппарат не сложен. Чёткие иллюстрации, яркие краски облегчают восприятие: много схем, которые помогают обобщать материал. Предусмотрен материал для ознакомительного чтения (отмечен **) и для повторения (отмечен *). Это позволяет использовать учебник при индивидуальном обучении. Учитель может рассматривать одни параграфы подробно, другие просто повторять, третьи – изучать с теми, кто хочет углубить свои знания. Исторический материал позволяет расширять кругозор. Указания к лабораторным работам конкретные, рисунки дают ясную картину проведения эксперимента. Эпиграфы подчёркивают важность эксперимента как основы познания природы. По учебнику вполне можно подготовиться к ЕГЭ. Т.В.Колегичева (методист Архангельского ОИПУ, г. Северодвинск), А.В.Кошкина (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск).

• Параграфы невелики по объёму, обозримы, что создаёт психологический комфорт для концентрации внимания и усвоения знаний даже теми, кто не склонен к интенсивной умственной «физической» деятельности. Материал изложен ясно, лаконично, с использованием необходимого математического аппарата. Авторам удалось найти удачное сочетание простоты, научности и доступности теста. Достаточное количество качественных и расчётных задач и лабораторных работ обеспечивает получение требуемого объёма практических умений, а высокий научный уровень изложения учебного материала позволяет сформировать прочную теоретическую основу. В.Ф.Мороко (методист Брянского ИПКРО, г. Брянск).



1 Программу и тематическое планирование курса см. в № 14/2008. – Ред.