Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2009

Юбилеи

Игорь Игоревич Нурминский

Нурминский

Великим достижением жизни является построение династии. Игорю Игоревичу повезло: рядом с ним – его сын, к.п.н. Алексей Игоревич Нурминский

Игорь Игоревич Нурминский меня старше, но с возрастом это перестало ощущаться. Правда, вошёл я в его дом лет тридцать назад, тогда для меня он был носителем каких-то глубинных и недоступных знаний, тайных секретов методики. Моё чутье толкало меня к нему, человеку «самому по себе», явно со сложной жизненной линией, но простому, открытому, внятному. Как хорошая чистая книга, как логический детектив. И сейчас за мягкой саркастической улыбкой угадывается напряжённая мысль умного трудом и позицией человека. Игорь Игоревич – известный методист-физик, главный научный сотрудник лаборатории физического образования ИСМО РАО, к.ф.-м.н., д.п.н., автор учебников и книг для учителей, многих статей. Его профессиональная жизнь сложилась ясно, успешно, перспективно. Но наше время – мелкое, суетное, корыстное, флюгерное – особо условий не создавало и не баловало потребностью в интеллектуальной продукции. Что делать, времена не выбирают... И всё же по процессам и результатам сделано немало. Наш диалог – об этом, его цель – показать, насколько возможно, творческую жизнь в конкретной области деятельности – теории и методики обучения физике.

Ю.А.Сауров. Игорь Игоревич, я знаю и уважаю Вас как одного из авторов (вместе с Н.К.Гладышевой) весьма редкой работы-исследования, в которой отражён экспериментальный метод поиска закономерностей в дидактике физики. Это книга «Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся» (М.: Педагогика, 1991). И эту тему никто не переступил. Прошло много лет, но Вы так и не вернулись к исследованиям в этом направлении. Почему? И верите ли Вы сейчас в перспективность и позитивность поиска закономерностей дидактики физики?

И.И.Нурминский. В первом приближении закономерности формирования знаний и умений мы выяснили. Далее планировалось исследовать закономерности развития научного мышления учащихся. Но для этого нужно было уметь это мышление измерять. Наши беседы с ведущими специалистами в области педагогической психологии показали, что в 1990 г. ещё не было инструментария. Обнадёживало, что в это время в работах некоторых учёных, причём на периферии (например, на Украине), стали появляться догадки об измеряемых критериях развития научного мышления, но последующая волна всеобщей демократизации и либерализации всё унесла – исследования заглохли.

Ю.А.С. В 90-е гг. в «Просвещении» вышли два учебника для 8–9-го классов с достаточно смелыми решениями. Так, например, появилась революционная для учебника глава «Научные методы исследования окружающего мира». В целом учебник ясный по конструкции, свежий по идеям и смелый по решениям. В методике учебник остался. Но почему же он не востребован практикой? Мне лично запомнилась эта книга ещё и оригинальной дарственной надписью авторов: «Юрию Аркадьевичу, глубокоуважаемому модельеру уроков физики...» Действительно, методист, по сути, близок как к методу, так и к модели. А как Вы считаете?

И.И.Н. По очень простой причине: перехода на двухлетний «режим» изучения физики в основной школе не произошло, ибо естествознание не привилось. Остался трёхлетний курс, и наш двухлетний комплект оказался не у дел. Что касается моделей уроков, то я не придаю большого значения названиям: можно говорить о моделях уроков, а можно – о поурочных методических рекомендациях. Суть одна.

Ю.А.С. Игорь Игоревич, с высоты опыта скажите, каковы простые принципы успеха физического образования в рядовой школе? Что нужно новому времени? А главное, чего в обучении физике делать не надо?

И.И.Н. Начну с последнего, самого лёгкого. Сейчас ситуация в педагогике весьма напоминает ситуацию 1924–1933 гг.: огульное охаивание прошлого опыта и находок, тьма лозунгов, инновационных проектов, и абсолютно наплевательское отношение к реальным результатам обучения. Тогда потребовалось аж два специальных решения ЦК ВКП(б), чтобы эту вакханалию пресечь. Нельзя безответственно экспериментировать над детьми, допуская в школы всякого рода «личностно-ориентированные», «культурологические», «компетентностные» и т.д. подходы только на том основании, что они «инновационные». Чтобы быть допущенной к массовой школе, предлагаемая инновация должна быть досконально проработана до уровня готовой продукции (учебники, модели уроков и т.д.), проверена на практичность, и должна обеспечивать статистически значимое улучшение обязательно измеряемых (хотя бы по шкале отношений) результатов обучения.

Простых принципов успеха физического образования не бывает. Скажу о трёх «принципах», хотя их, конечно, множество. Нужно владеть физикой настолько свободно, чтобы воспринимать учебник просто как один из инструментов деятельности обучения (наряду с задачником, системой учебного эксперимента и т.п.), а не быть его рабом. Нужно учить физике, а не алгоритмам решения типовых школьных задач. Кстати, психологи полагают, что обучение алгоритмам препятствует развитию мышления, особенно творческого. И третье: нужно формировать у учащихся убеждение, что наука – система саморазвивающаяся, что они познают те научные взгляды и ту научную систему знаний, которые сложились к данному моменту на шкале времени. А чтобы формировать у учащихся научное мышление, необходимо всемерно приобщать их к методам научного познания.

Ю.А.С. На Вашем рабочем столе рукописи двух новых учебников для старших классов непрофильной школы. Накануне нового учебного года расскажите учителям о принципах построения этих учебников. Легко ли работалось над ними?

И.И.Н. Если очень кратко, то мы постарались реализовать третий из упомянутых выше «простых принципов успеха физического образования». Показываем учащимся, как сформировались те научные знания, которые они усваивают, почему они именно такие, а не иные. То есть принцип историзма является лейтмотивом изложения материала курса физики. Конечно, при этом должное внимание уделяется и эксперименту, и решению задач (преимущественно не «типовых»), и прикладным вопросам физики. А работалось, конечно, нелегко: нужно было детально разобраться в истории физики, а она оказалась весьма запутанной.

Дорогой Игорь Игоревич! Позвольте от знающих Вас методистов-физиков и учителей страны
поздравить с юбилеем и пожелать удачи в жизни!

Всегда Ваш, Ю.А.Сауров,
профессор (ВятГГУ, г. Киров), член-корреспондент РАО