Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2009

Материал к уроку

Почему же, почему?

рис.1

? Почему бóльшая часть музыкальных произведений написана в размере 4/4? Может быть, наши биоритмы настроены именно на это?

Ответ 1. Народная музыка (песни и танцы) как раз характеризуется вовсе не четырёхдольным размером. Например, в музыкальных мотивах европейских народов – от басков до болгар – можно найти размер и 3/8, и 7/16. Латиноамериканским танцам присущи размеры 3/4 и 6/8. А в индейской и африканской народной музыке ритмы вообще такие сложные, что и не снились никаким рок-музыкантам. Размер 4/4, популярный в западной музыке, сложился в XX в. под влиянием джазовых мелодий. А ведь джаз-оркестры изначально играли на похоронах, задавая траурным процессиям маршевые ритмы на 2/4 или 4/4. Кстати, сейчас именно джазовые исполнители вносят такие не­ожиданные ритмы, как, например, 5/4 или даже 11/8, а порой переходят в одном музыкальном произведении от одного экзотического ритма к другому. Они же создали особый жанр джаз-вальса. Если мы обратимся к истории, то увидим, что раньше повсеместно был распространён трёхдольный размер, – это вальс и мазурка в XIX в., менуэт в XVIII в. Увертюры оркестров барокко начинались в медленном двудольном ритме, а заканчивались быстрым трёхдольным. Любимый танец Карла II имел размер 6/4, французский король Луи XIV любил сарабанду, Елизавета I – галиад – все они трёхдольные. В Средние века церковная музыка писалась также на три доли, что ассоциировалось со Святой троицей. Так что распространение в современном мире маршевой четырёхдольной музыки можно объяснить только влиянием западной культуры.

Ответ 2. Если бы вы жили в Вене в середине позапрошлого века, в эпоху штраусовских вальсов, то жили бы в ритме 3/4 или 6/8. Это характерные музыкальные размеры и для европейских народов, и, кстати, для классической музыки индейцев. По всей очевидности этот размер является следствием традиций и обычаев народа, а не каких-то особых ритмов в мозге. Почти вся современная музыка уходит корнями в народные песни и танцы, например, музыкальное наследие И.-С.Баха целиком основано на ритмах народных танцев. Сторонники теории, утверждающей, что музыкальные ритмы задаются особенностями деятельности мозга, должны в первую очередь объяснить, почему так много музыкальных ритмов у народов мира.

NewScientist.com.06Aug2008

? Как действует глушитель огнестрельного оружия?

рис.2Ответ. Глушитель правильнее было бы называть модератором, или подавителем звука. Эти устройства часто используются охотниками и спортс­менами (а не только Джеймсом Бондом) и представляют собой систему препятствий (перегородок), через которые выхлопные газы выводятся в камеру, где они расширяются. Обычно глушитель выполняется в виде цилиндра, который навинчивается на дуло оружия. При выстреле шум возникает по двум причинам: вследствие быстрого расширения пороховых газов на выходе из ствола и вследствие сверхзвукового полёта пули. Глушитель снижает как раз шум, вызываемый быстрым расширением газов. Чтобы он был ещё более эффективным, необходимо снизить скорость вылета пули до дозвуковой. Поскольку между глушителем и стволом остаётся зазор около 5 мм, полностью устранить звук выстрела невозможно, т.к. часть газов будет проходить в эту щель. Однажды я наблюдал во время Второй мировой войны, как стреляли из пистолета-автомата, снабжённого специальным устройством для снижения скорости вылета пуль: звук был такой же, какой производит падающий на пол болт.

NewScientist.com. 23July2008

? Правда ли, что самым «смертельным» изобретением человека является автомобиль? Я слышал, что в автокатастрофах погибло больше народу, чем во всех войнах?

Ответ 1. Начнём с того, что автомобиль в отличие от любого оружия был изобретён не для убийства, да и происходят автокатастрофы случайно. Далее, оружие совершенствовалось веками, автомобилю же всего-то 120 лет вообще, автомобильной индустрии – не больше 100, а мировое распространение это транспортное средство приобрело лишь лет 60 назад. На дорогах США с 1970 г. ежегодно происходит 40–50 тыс. аварий со смертельным исходом. Если экстраполировать эти данные на 100 лет, считая что в США около 50 тыс. автомобилей, и учитывая Европу, Россию, Японию и Австралию, то получим 10 млн смертей. Потери только во Второй мировой войне оцениваются более чем в 20 млн жертв только среди военнослужащих. Добавим сюда жертвы среди мирного населения от бомбардировок, в том числ и атомных (не считаем Холокост и голод), – вот ещё 20 млн. При этом мы не знаем потери в локальных войнах в далёких землях.Добавим, что в США в 1999 г. смерть от огнестрельных ран настигла 28 874 человека (из них 16 500 случаев суицида), в авариях погиб 42 401 мотоциклист.

Ответ 2. Выводы об автомобильной опасности сильно преувеличены и идут они со времён Вьетнамской войны, когда был вброшен лозунг, что на дорогах гибнет больше людей, чем в джунглях юго-восточной Азии. Реально за 10 лет войны потери составили 47 378 человек, что превышает среднюю цифру ежегодных потерь на дорогах США в середине 1960-х гг., оцениваемую как 45 000 человек. При этом 10 824 случая из указанных военных потерь относятся как раз к автокатастрофам. Более того, жертвами и военных, и гражданских автокатастроф были молодые люди в возрасте около 20 лет. Итак, вроде получается, что идти на войну было в 10 раз менее опасно, чем садиться за руль. Однако следует отметить, что вьетнамская война – не очень удачная база для сравнения. Ведь совокупные потери вьетнамцев (гражданские и военные) составили 13%, что соответствовало бы 28 млн американцев, если принять пропорциональную шкалу.

NewScientist.com. 22Apr2009

Пер. с англ. Н.Д.Козловой