Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2009

Встречи и конкурсы

С. Я. Ковалёва,
< svekova@mail.ru >, зам. гл. редактора, учитель физики, ПАПО МО, г. Москва;
Н. Д. Козлова,
гл. ред. газеты

9 апреля 2009 г. День физики на VIII Московском марафоне учебных предметов

рис.16

VIII Марафон учебных предметов отразил тенденции развития интересов отечественного педагогического корпуса, познакомил гостей с новинками учебной литературы, с достижениями и находками учителей-исследователей, учёных и новаторов.

Нынешний день физики приятно удивил гостей Марафона предложением получить свидетельство о повышении педагогического мастерства, – правда, для этого нужно было присутствовать на заседании любых трёх секций и зарегистрироваться. Эта инициатива нашла безусловную поддержку: во-первых, программа была чрезвычайно интересной, хотелось побывать везде (к сожалению, раздвоиться никому не удалось), а во-вторых, такая «бумага» отнюдь не лишняя при аттестации на очередную квалификационную ступень или для её подтверждения. В кулуарах можно было, как всегда на марафонах, приобрести разно­образные учебные материалы: на дисках – интернет-версии наших марафонов этого и прошлого годов, годовые подшивки газеты за 2005–2008 гг., брошюры серии «Физика» (и не только!) Библиотечки «Первого сентября» с дидактическими и методическими материалами к урокам, а также учебную литературу известных издательств и компаний (Дрофа, Илекс», СМЕОПресс, Физикон, БХФ, Мнемозина, Вако, Телекомпания СГУ).

Забегая вперёд, скажем, что закончилось наше мероприятие во дворе гимназии № 1535, любезно предоставившей нашему издательскому дому помещение для проведения мероприятия, где была установлена передвижная лаборатория-автопоезд «Нанотрак» московского Дворца творчества детей и молодёжи (ДТДМ) «Интеллект», – уникальный образовательный проект Департамента образования г. Москвы, нацеленный на оперативное распространение научных знаний среди педагогов и подрастающего поколения. Конструкция этого автопоезда позволяет ему трансформироваться из передвижного кинотеатра, где демонстрируются научно-популярные фильмы, в лабораторию, где группа (до 20 человек!) может выполнять практические работы на современном оборудовании и с современными материалами, в том числе и с новейшими – наноматериалами. Проект понравился учителям и уже начал путешествовать по региону. Контактный телефон: (495) 360-5485; электронная почта: pr@intellect.ru.

рис.1

Автопоезд «Нанотрак» – класс на колёсах – ждёт участников Марафона

рис.2

Вот так обычная стена превращалась
в интерактивную доску

рис.3

Большим спросом пользовались DVD-записи интернет-марафона 2009 г. с огромной подборкой демонстрационных опытов А.А.Чеботарёва и серией «трогательных» («рукоустойчивых») установок С.А.Ловягина (оба москвичи)

рис.5

Работа Марафона проходила параллельно в четырёх аудиториях, не считая демонстрации в режиме non-stop в коридорах гимназии презентаций лучших учительских и ученических работ, присланных в редакцию, видео-экспонатов выставки «Зазеркалье» ДТДМ «Интеллект», презентации «Лучшие московские учителя физики-2008/2009», видеозаписей опытов проф. В.В.Майера (ГГПИ им. В.Г.Короленко, г. Глазов, Удмуртская Респ.), московских учителей физики С.А.Ловягина (ГОУ СОШ № 1060) и А.А.Чеботарёва (гимназия № 1567), последние можно было купить в DVD-записи. Стены коридора украшали цветные портреты лучших учителей физики г. Москвы и потрясающие цветные картинки с астрономических сайтов, ведь 2009 год – Международный год астрономии (см. электронные приложения к № 16/2009). В фойе юные дарования из Центра информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО), рисуя прямо на стене световым карандашом замысловатые картинки, убедительно показывали, как с помощью небольшого интерактивного копи-устройства MimioXi (ООО «Рене» <info@rene-edu.ru>) можно превратить обычную стену или маркерную доску в интерактивную.

Начался День физики традиционно – с музыкальной заставки. Ансамбль «Академия флейты» в составе Ильи Пирогова (руководителя, лауреата премии «Национальное достояние-2006», флейта), Александры (флейта) и Аллы Никитиных (фортепиано) исполнили трио-сонату C-dur Иоганна Иоахима Кванца (XVIII в.). И под звуки старинной музыки переполненный зал замер, словно тихий ангел пролетел. Каждый задумался о чём-то своём.

Потом гостей Марафона поприветствовали: в стихотворной форме – московская учительница Т.В.Золотухина и в прозе – генеральный директор Издательского дома «Первое сентября» Артём Соловейчик, а также редакторы газеты «Физика», авторы этого отчёта. И после церемонии награждения лучших московских учителей физики благодарственными письмами МИОО началась работа секций, прошедшая в этом году под лозунгом «Информационные технологии – на урок физики». Вот какие события происходили в конференц-зале.

• Известные московские методисты, члены ФПК по физике Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), к.п.н. М.Ю.Демидова (председатель) и к.ф.-м.н. Е.Е.Камзеева, ознакомили слушателей с реальностью, проблемами и перспективами итоговых аттестаций выпускников старшей школы (ЕГЭ) и средней школы (ГИА в новой форме). Зал был забит до отказа, ибо в Москве с этого года началась так называемая стартовая диагностика общеучебных умений. Основная проблема у наших школьников – неумение видеть предмет (уже не говоря о совокупности предметов, хотя бы естественно-научных) в целом. У большинства оказывается сильно развитой кратковременная память (дети готовы заучивать чуть ли не целые параграфы), но осознать и применить эти знания даже на элементарном уровне в новой ситуации они не в состоянии. Более подробно с проблемой и путями её решения можно ознакомиться в лекциях дистанционного курса 16-009 «Диагностика учебных достижений по физике. Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА» тех же авторов (плюс Г.Г.Никифоров, ИСМО РАО), который начнёт публиковаться с сентября.

рис.4

Весь день не угасал интерес к нашим изданиям – брошюрам, газетам, дискам и даже сборникам серии «Я иду на урок»

Николай Николаевич Андреев (Математический институт им. В.А.Стеклова РАН, г. Москва) в своём сообщении «Математические этюды на уроках физики» рассказал, как математики помогают физикам решать реальные производственные задачи: высверливать квадратные отверстия, строить трамплины, конструировать машины (в частности, молотилки).

рис.11Леонид Анатольевич Кирик (ИСМО РАО, г. Москва), автор популярных задачников по физике, входящих в состав УМК «Физика-10–11» Генденштейна Л.Э., Дика Ю.И., ознакомил «марафонцев» со своим новым сборником «Физика. 7 класс. Обучающие тесты по физике», подготовленным к выпуску издательством «Илекса» в этом году. Одни тесты предназначены для обучения школьников, другие – для самоконтроля. Но абсолютно все сопровождаются иллюстрациями: это и бытовые фотографии, и репродукции известных художественных произведений, и зарисовки, сделанные во время путешествий. Такие задания значительно легче воспринимаются и выполняются, ведь, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Пособие предназначено для учителей физики и семиклассников, его можно использовать на начальном этапе подготовки к ЕГЭ.

рис.6

Марина Юрьевна Демидова (МИОО)
и Елена Евгеньевна Камзеева (ЮОУО)

рис.7

Николай Николаевич Андреев
(МИРАН им. В.А.Стеклова)

рис.8

Леонид Анатольевич Кирик (ИОСО РАО)

рис.9

Проф. Валерий Алексеевич Касьянов (МЭИ-ТУ)

рис.10

В.Н.Беспалов (школа-интернат № 4,
г. Воронеж)

Ещё одно учебное пособие Л.А.Кирика (в соавторстве с Л.Э.Генденштейном) – учебное пособие «Плакаты по геометрической оптике» (М.: Илекса, 2008). Эти плакаты принципиально отличаются от привычных, являясь наглядной и чётко систематизированной основой изложения нового материала, разбора задач, проведения уроков-бесед, – на каждом в подробных подписях приведена канва рассказа или вопросов для обсуждения темы с классом. Подписи крупные, их удобно читать и учителю, ведущему урок, и ученикам, даже с задней парты. Плакаты делятся на три вида:

рис.12 1) плакаты-размышления, – обсуждая их содержание, вы вместе с учениками ставите вопросы и ищете ответы на них;

2) плакаты-изложения, позволяющие построить связное и увлекательное изложение нового материала с опорой на наглядные образы;

3) плакаты с разбором «ключевых» задач, требующих графических построений, – на левом поле представлены условия задач с оптическими схемами, на правом – графические решения. Подробнее обо всех этих учебных пособиях мы напишем позже.

• Свой пакет плакатов к урокам физики представил проф. Валерий Алексеевич Касьянов (МЭИ-ТУ), автор не менее известного УМК «Физика-10–11». После выступления ему пришлось ещё долго отвечать на вопросы заинтересовававшихся этой темой педагогов.

• Воронежский педагог Владимир Николаевич Беспалов показал, как он использует фрагменты мульфильмов при изучении оптики (см. его урок «Свет. Оптические явления» для 9-го кл. в № 24/2008), а также представил множество примеров астрономических ошибок, допускаемых художниками, которые, видимо, плохо учили физику в школе (в книжных иллюстрациях, мультфильмах, на конфетных фантиках). Все эти случаи можно использовать при обучении школьников, поскольку они как раз хорошо врезаются в память.

• А «под занавес» состоялся грандиозный физический спектакль «Его величество Эксперимент», показанный силами «Театра занимательной науки» под руководством знаменитого московского учителя физики Сергея Николаевича Кириллова, ныне посвятившего себя целиком популяризации физики (ДТДМ «Интеллект»). Вместе со своим помощником Юрием Андреевичем Гайдуком он постоянно своими вопросами к, казалось бы, так хорошо знакомым, можно сказать, стандартным, экспериментам ставил в тупик присутствующее в зале учительское сообщество. Сценарий мы опубликуем позже, а пока предлагаем потрясающие фотокадры с настоящим солёным огурцом (давали зрителям откусить, чтобы не было сомнений) в качестве источника света (работает закон Джоуля–Ленца), с металлическим шариком, не желающим падать на пол скозь медную трубку и надолго «застревающим» в ней (работают токи Фуко), с разлетающейся при пропускании слабого тока – и мощность-то выделяется всего 125 Вт! – стеклянной банкой с водой (работает закон Паскаля). Читатели могут ознакомиться с описанием прежних выступлений этого мастера в наших газетах № 18/2002 («Плёночное кипение»), 25, 26/2003 (фрагменты из спектаклей), 16/2006 («Школьный экспериментальный театр»), зайти на авторский сайт www.t-z-n.ru, а ещё лучше – посетить сам театр.

Параллельно в большом зале на 5-м этаже демонстрировались различные приёмы компьютерной поддержки урока физики – с помощью интерактивной доски (первая секция) и современного оборудования для физического практикума (вторая секция). Тема была настолько животрепещущей, что в зале буквально яблоку было негде упасть. Докладчики в жёстком временном режиме постарались ознакомить аудиторию со своими методическими приёмами, с новейшим инструментальным и методическим обеспечением работ физического практикума.

рис.14

Ирина Викторовна Годова (методист по физике СВОУО) начала рассказ с основных функций интерактивной доски как прибора. Она показала, как создавать наглядные модели к уроку, например, по электростатике, и как их эффективно использовать. Модели конструируются из простейших элементов – кружков и прямоугольников, – но позволяют доступно объяснить ученикам то, что они в принципе не могут увидеть, и поэтому, как правило, плохо понимают. И движение невидимых электронов оживает…

рис.15

Татьяна Викторовна Гайдай (учитель физики СОШ п. Молодёжный Наро-Фоминского р-на) познакомила с несколькими приёмами контроля знаний учащихся и активизации познавательного интереса при решении задач. Например, ускорить проверку решённых на доске задач позволяют функции доски: сделаем непрозрачный экран, который можем перетаскивать взмахом руки на рабочее поле, и т.п.

рис.17

Александр Николаевич Долгушин (учитель физики и методист из г. Воскресенска, Московская обл.) продемонстрировал интерактивные модели к определённым урокам, в которых необыкновенно эффективно используются элементы анимации хорошо знакомой всем программы PowerPoint. Под его волшебной указкой оживают пузырьки воздуха, атомы или кванты, а невидимое явление или процесс становится ощутимым и осязаемым. Предлагаемые модели обеспечивают целостность восприятия изучаемого материала, позволяют показать связь тем, что ускользает при поэтапном изучении формул и законов.

рис.18

Людмила Викторовна Тищенко (гимназия № 1, г. Зарайск, Московская обл.) рассказала об интерактивных динамических пособиях, построенных на анимационных эффектах программы PowerPoint и пошаговом выделении этапов решения и контроля работы. Она создала уже около сотни таких дидактических материалов по всем основным разделам курса физики основной школы и исследовала особенности работы с ними. Десятки интерактивных задач позволяют оперативно проверить знания и умения учащихся как на общеобразовательном уровне, так и на профильном, как при групповой, так и при индивидуальной работе.

рис.19

Татьяна Юрьевна Новожилова (ЦО № 1458, ЮВОУО) продемонстрировала весьма не­обычную работу с видео­изображениями в форме задач и вопросов из «заведомо нефизических», по её словам, мест. Именно такой подход позволяет развить у учащихся познавательный интерес к предмету. Помимо отдельных приёмов работы с интерактивной доской учителя рискнули показать фрагменты занятий, чтобы продемонстрировать не только новое средство обучения, но и методику организации работы с ним.

рис.20

Надежда Васильевна Горовая (гимназия № 1519 ЮЗОУО) представила на суд публики фрагмент своего урока по фотоэффекту с использованием интерактивной доски. Она подчеркнула, что с новыми средствами наглядности урок получается более эффективным, но требования к его организации жёстче.

рис.21

• Супруги Михаил Николаевич и Ольга Ивановна Бондаровы (гимназия № 1501) показали, как использовать сайты интернета непосредственно на уроках (при обучении решению олимпиадных и конкурсных задач) и при подготовке внеклассных мероприятий.

рис.22

• Завершил практический семинар по современным методическим приёмам работы Лев Васильевич Пигалицын (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Московская обл.), автор дистанционного курса 16-007 «Школьная компьютерная физическая лаборатория». Он, как волшебник, со словами «Посмотрите, как всё просто, – раз, два, три...» раскрывал секреты создания собственной компьютерной лаборатории и собственного сайта, как этими инструментами пользоваться на практике.

Подробные материалы этой секции будут опубликованы в сентябре, см. № 17/2009.

Не менее важную роль компьютерная поддержка играет и в физическом эксперименте, в частности, в организации современного физического практикума. В первую очередь это, особенно с переходом на аттестацию выпускников в форме ЕГЭ, касается школ и классов физико-математического профиля и классов с углублённым изучением физики. Уже налажен выпуск четырёх стандартных тематических комплектов для проведения физического практикума: 1) по механике; 2) по молекулярной физике; 3) по электродинамике; 4) по оптике и квантовой физике. Эти комплекты по желанию потребителей могут дополняться компьютерами (обычными или мини) с необходимым программным обеспечением.

рис.13

Физическая феерия в исполнении С.Н.Кириллова и Ю.А.Гайдука
с участием вполне ошеломлённых зрителей

рис.23

Набор «Колебания и волны» из комплекта «Механика»

рис.24

Наборы «Электромагнитные колебания, переменный ток» и «Практикум по электродинамике „L-микро”» из комплекта «Электродинамика»

рис.25

Набор «Магнитное поле» из комплекта «Электродинамика»: мультиметр VС9808+,
ампер-весы двух типов, мини-компьютер

рис.26

Комплект по молекулярной физике: миникомпьютер, весы электронные, калориметры с нагревателями, прибор для исследования деформации проволоки,
набор для оценки абсолютного нуля

Геннадий Григорьевич Никифоров (ИСМО РАО) изложил основы и показал актуальность инновационного проекта «Практикум», проанализировал особенности практикума в новых условиях, его функции, продемонстрировал всё это оборудование и кратко пояснил особенности работы с ним.

Наталья Викторовна Андреева (Удельнинская гимназия) рассказала, как составлять двухуровневые инструкции к проведению исследований и как с ними работать. Ведь, как выяснилось в процессе внедрения проекта «Практикум», 60% выпускников профильных и углублённых классов могут выполнить лабораторную работу лишь при наличии подробной пошаговой инструкции, – она и является инструкцией первого уровня, описывающей обязательную для всех часть экспериментального ученического исследования. Зато для остальных 40% достаточно указать цель исследования и дать краткую инструкцию – инструкцию второго уровня, – нацеливающую на самостоятельное ученическое исследование. Более того, в инструкции второго уровня предусмотрена возможность самостоятельного определения и цели исследования, поскольку, как опять же показывает педагогическая практика, 10% выпускников способны на это. Выбирать, можешь ли ты освоить вторую часть инструкции и какой именно вариант, предоставляется самому выпускнику.

рис.27

Проф. Наталия Сергеевна Пурышева

рис.28

Юлия Владимировна Фёдорова, Сергей Михайлович Дунин и А.В.Смирнов

рис.29

Так кто же у нас самый лучший учитель?

Маргарита Анатольевна Тарасова (гимназия г. Раменское) поделилась опытом организации практикума в типовом кабинете, сопряжённом со специальной лабораторией, а Игорь Сергеевич Царьков (МОУ СОШ № 29, г. Подольск) – об организации практикума, когда на столе у каждого учащегося имеется компьютер для проведения измерений, обработки данных и быстрого построения графиков.

Подробнее материалы экспериментальной секции представлены в этом номере.

Параллельно ещё в двух аудиториях прошли:

– лекция проф. Н.С.Пурышевой (МПГУ) и учителя физики Е.Э.Ратбиль (ГОУ СОШ № 99) «Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении физики по УМК Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской „Физика-7–11“»;

– круглый стол «Информационные технологии на уроке физики» под руководством Ю.В.Фёдоровой (МИОО) и проф. А.В.Смирнова, д.п.н. (МПГУ);

– сообщение Н.Н.Гомулиной, к.п.н., член-корр. АИО (МИОО) «Современные цифровые образовательные ресурсы по физике»;

– доклад С.М.Дунина «Среда для проведения лабораторных работ и учебных исследований по физике»;

– доклад Т.Г.Шириной и А.Я.Казанской (МИОО) «Учебный эксперимент с использованием цифровых лабораторий, возможности математической обработки и видеоанализа эксперимента»;

– презентация нового учебного пособия издательства «СМИО-Пресс» «Анализ материалов ЕГЭ по физике» А.Н.Дворсона (ГОУ СОШ № 292 с УИМ);

– беседа В.И.Зинковского (МИОО), народного учителя СССР П.П.Головина (п. Ишеевка, Ульяновская обл.) и проф. МЭИ (ТУ) В.А.Касьянова об особенностях подготовки к ЕГЭ по физике.

День физики оказался чрезвычайно насыщенным информацией и плодотворным. Мы надеемся, что все участники нашего Марафона провели его с пользой и удовольствием. Ждём новых интересных работ! Делитесь своим опытом с учителями России устно, письменно и электронно! Ждём ваших работ!

рис.30

рис.31
рис.32
рис.33

Нана Дмитриевна Козлова

Василий Иванович Зинковский

Наталия Николаевна Гомулина

рис.36
рис.35
рис.34
 

Александр Наумович Дворсон

Светлана Яковлевна Ковалева


рис.37

Фото И.Мордвинцева, В.Строковского, Е.Суханьковой