Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2009

Методические страницы

Г. М. Попова,
МОУ СОШ № 19, п. Раменское, Московская обл.;
Е. С. Рябова,
< helena1234567@rambler.ru >, МОУ СОШ № 19, п. Раменское, Московская обл.

Технология адаптивного обучения

…Преподавай сообразно природе <…> Начинай преподавание с того, на чём остановился ученик… Прежде чем приступить к преподаванию, нужно исследовать точку исхода. Без знания того, на чём остановился ученик, невозможно порядочно обучить его.

А.Дистервег


Значительные изменения в концепции физического образования ориентируют учителя на повышение активности, на использование деятельностных технологий, личностно-ориентированного обучения. Как программное требование к уровню подготовки выпускников впервые введено понятие компетентности, т.е. осмысленного применения ЗУН и самооценки своей подготовленности по предмету.

Изучение физики начинается с 7-го класса. Опросы показывают высокий уровень тревожности в отношении нового предмета (страх самовыражения – 52,2%; страх ситуации проверки знаний – 58,3%; страх несоответствия ожиданиям окружающих – 61,4%). В этих условиях необходима технология, сочетающая в себе деятельностный подход с личностно-ориентирован­ным обучением. Одна из таких технологий – технология адаптивного обучения.

Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики РФ в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Адаптивная школа – школа со смешанным контингентом, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа ставит задачу обучения, развития и воспитания всех детей, с различными особенностями, склонностями и способностями. Школа постоянно должна быть готова к приёму детей любой категории. Во главу угла ставится физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, учебно-воспитательный процесс организуется так, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию.

Основой применения технологии адаптивной школы является система педагогической диагностики. В неё входят: первичная диагностика учебных возможностей и их реализованности (тесты ШТУР, школьный тест умственного развития и РАВЕН, измеряющий полный диапазон умственной способности), которую проводит психолог; а также тест школьной тревожности Филипса (проводимая на каждом уроке поэтапная самооценка учащимися усвоения учебного материала); традиционные контрольные работы.

Существенным плюсом работы с использованием технологии адаптивной школы является повышение активности учащихся на уроках, что выражается в увеличении количества оценок в журнале.

В нашей школе эта технология применяется с 1999 г. и дала хорошие результаты. Исследование, проведённое в 2004 и 2005 гг. в параллели 9-х классов, показало снижение уровней тревожности до допустимых значений: в части переживания социального стресса – в 1,6 раза, страха самовыражения – в 1,6 раза, страха ситуации проверки знаний – в 1,5 раза, проблем в отношениях с учителями – в 1,3 раза.

Мы изучали активность учащихся на уроках физики в 9-х классах за 2004/2005 уч.г. и качество обучения при изучении двух тем: «Электромагнитные взаимодействия» (традиционное преподавание) и «Геометрическая оптика» (с применением технологии адаптивной школы). При исследовании мы учли все оценки, выставленные в журнал при изучении темы, и отметили, что количество получивших оценки учащихся во втором случае больше на 20% (кроме класса компенсирующего обучения, где из-за малого числа учащихся опрашиваются все при любой форме обучения), а сами оценки выше (на 15% в общеобразовательном классе и в 3,5 раза в ККО).

Технология адаптивной школы изменяет структуру построения урока, систему контроля, обязательной становится самооценка, учёт «кризисов внимания», изменяются критерии эффективности урока. Важнейшими из них становятся:

– обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

– наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;

– оценка уровня полного усвоения знаний.

Одной из важных проблем педагогической практики в среднем и старшем звене является обучение (при разном уровне мотивации), что в рамках традиционной системы приводит к снижению познавательной активности у детей как с высоким, так и с низким уровнями мотивации. Причина – в несовпадении с зоной ближайшего развития учеников требований учителя, которые оказываются либо выше их возможностей, либо значительно ниже. Поэтому при подготовке к уроку с использованием адаптивных технологий учителю необходимо разработать точные критерии оценки результатов деятельности учащихся, спланировать не только свою деятельность, но и деятельность каждого учащегося на уроке.

Критерии оценки деятельности содержат не более пяти элементов. Они размещаются или на стенде в классе, или на рабочей карте урока, или сообщаются учителем перед выполнением задания. Учащиеся, пользуясь этими критериями, проводят самооценку или взаимооценку.

Учитель планирует деятельность учащихся на уроке, расписывая её формы, длительность, задачи каждого вида. При этом следует обратить внимание на необходимость разнообразия видов деятельности для поддержания высокого уровня мотивации учащихся на протяжении всего урока, а также на критические точки усвояемости и кризисы внимания учащихся.

Рассмотрим построение урока объяснения нового материала по теме «Законы отражения света» в 8-м классе в соответствии с адаптивной технологией.

План урока

Усвояемость

Этап, продолжительность

Виды  деятельности  учащихся

Кризисы  внимания

60%

1. Организационный (1 мин)

Слушание

2. Мотивация (2 мин)

80%

3. Объяснение нового материала  (15 мин)

Просмотр, активное включение «глаза»  и  «уха». Письмо. Говорение. Проверка и самоанализ

60%

4. Закрепление нового материала и первичный контроль знаний (20 мин)

Слушание. Говорение и слушание. Письмо. Выполнение эксперимента.
Говорение. Письмо. Проверка и самоанализ

1-й – экспериментальная работа

2-й – графическая работа

6%

5. Рефлексия – проговаривание основного содержания материала с самоанализом его усвоения (оценка полного усвоения знаний) (5 мин)

Говорение и слушание. Самоанализ

3-й – подведение итогов работы на уроке

6. Домашнее задание (2 мин)

Слушание. Письмо

4-й – осмысление дом. задания (может не возникнуть)

 

Цели урока:

образовательная: изучить законы отражения света; научить практическому применению знаний при решении задач;

воспитательная: воспитание сопричастности к собственной деятельности и деятельности других.

развивающая: развитие памяти и внимания; логического мышления; умений применения знаний при решении задач.

Ход урока

1. Приветствие и проверка готовности к уроку. Подписывание рабочей карты урока (она на каждой парте).

2. Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение света, который, как известно, является одним из важнейших факторов жизни на Земле. Продолжая изучать законы распространения света, мы познакомимся, как ведёт себя свет, если на пути его распространения встречается преграда в виде зеркала или любой отражающей поверхности.

Итак, тема сегодняшнего урока «Законы отражения света». (Записываем название темы в рабочую тетрадь.) Изучать законы отражения света мы будем, наблюдая демонстрации и слушая мои объяснения (просматривая видеофильм, работая самостоятельно с учебником). Потом вам будет нужно ответить на вопросы самостоятельной работы № 1 в рабочей карте. Поэтому нужно сосредоточиться, посмотреть вопросы, чтобы выделить главное в увиденном и услышанном.

3. • Учитель рассказывает новый материал и проводит демонстрации с использованием набора по геометрической оптике.

• Учащиеся выполняют 7-минутную самостоятельную работу № 1 в рабочей карте, не пользуясь записями на доске, текстом в учебнике и т.д. Затем проводится само- или взаимопроверка работы и её оценка (пишут ручками с чернилами не синего цвета) по критериям, записанным на доске вместе с правильными ответами: «5» – все ответы правильные; «4» – 4 правильных ответа; «3» – 3 правильных ответа; при других результатах оценка не ставится.

• Учитель выясняет, кто поставил себе «5», «4», «3», ничего.

4. Учитель:

• проводит фронтальную беседу по законам отражения, делает рисунок падающего и отражённого лучей на доске (ученики – в тетрадях) с комментированием каждого действия. Затем проводится опрос с целью проверки усвоения названий линий и углов на чертеже, алгоритма его построения.

• Организует решение устных задач по карточкам «Законы отражения», которые лежат на каждой парте: Угол падения луча равен 30°, чему равен угол отражения луча? Угол падения луча равен 50°, чему равен угол отражения луча? Угол отражения луча равен 49°, чему равен угол падения луча? Угол отражения луча равен 25°, чему равен угол падения луча? Угол между падающим и отражённым лучами равен 100°, чему равен угол падения луча? Угол между падающим и отражённым лучами равен 120°, чему равен угол отражения? Угол падения луча равен 45°, чему равен угол между падающим и отражённым лучами? Угол отражения луча равен 20°, чему равен угол между падающим и отражённым лучами?

• Проводит фронтальный эксперимент с использованием набора по геометрической оптике:

– Угол падения луча 40°. Используя набор по геометрической оптике, получите падающий и отражённый лучи, результаты измерений запишите в тетрадь.

– Пронаблюдайте, как изменится угол отражения луча, если угол падения увеличить на 20°, результаты измерений запишите в тетрадь. Сделайте соответствующие построения в тетради.

• Организует самостоятельную работу № 2 с последующей само- или взаимопроверкой и оценкой. Критерии прежние.

• Предлагает учащимся поставить себе оценку за урок в целом с учётом двух самостоятельных работ и выясняет, сколько учащихся поставили себе за урок оценки и какие.

5. Ученики проговаривают основное содержание материала урока и анализируют его усвоение: что было самым трудным на уроке? как преодолевали затруднение? что было интереснее всего? что запомнилось? какой вывод сделали для себя?

6. Домашнее задание: § 63 по учебнику Пёрышкина А.В. «Физика-8»; упр. 30 (1–3).

Материалы семинаров, посвящённых работе с применением адаптивных технологий выложены на сайте СОШ № 19 г. Раменское: http://www.school-19.ucoz.ru. Для уменьшения объёма расходных материалов рабочие карты на каждый день можно заменить оценочной карточкой на всю тему (см. пример ниже). В этом случае задания даются с указанием дидактических материалов из задачников и учебников.

рис.1

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Купонатор». Посетив сайт интернет проекта «Купонатор», располагающийся по адресу http://kuponator.ru, Вы найдете удобный сервис, который позволит приобрести купоны на обучение дизайну со скидкой. Широкий выбор образовательных курсов, от дизайна ногтей до дизайна интерьера, поможет пройти обучение по требуемой специальности с экономией до 90%. А так же к Вашему вниманию представлены скидочные купоны на покупку одежды и обуви, посещение салонов красоты, развлекательных центров, кинотеатров и многое другое.

Литература

  1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: ACADEMIA, 1999.
  2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачёва Н.А. Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы. – Архангельск, 1995.
  3. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. – М.: Новая школа, 1996.

 

ПоповаГалина Михайловна Попова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила МОПИ им. Н.К.Крупской в 1987 г., педагогический стаж 22 года. Использует технологию адаптивной школы с 2003 г. Выпустила профильные классы по договору с МГАТУ им. К.Э.Циолковского в 1995 г. Ученики учатся в МГУ, МГТУ, МГАТУ и других технических вузах. Педагогическое кредо: каждый ребёнок талантлив, необходимо помочь ему найти свой талант. Замужем, есть сын и дочь. Хобби – путешествия и кулинария.


РябоваЕлена Сергеевна Рябова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила МГПИ им. В.И.Ленина в 1988 г., педагогический стаж 21 год. Использует технологию адаптивной школы с 2001 г. Ученики учатся в МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГАТУ им. К.Э.Циолковского и других технических вузах. Педагогическое кредо: помочь каждому ребёнку найти свою дорогу в жизни. Замужем, есть сын. Хобби – чтение и путешествия.