Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2009

Методические страницы

Е. М. Елькина,
< yelkin@mail.vega-int.ru >, гимназия № 127, г. Снежинск, Челябинская обл.

Мониторинг уровня интеллектуальных знаний

Перед педагогической наукой и школьными учителями всегда стояла сложная задача – обеспечить не только повышение научного уровня знаний, но и развитие мышления учащихся, вооружить их активными методами познания и умениями творчески применять знания на практике. Для решения этой задачи существуют разные способы обучения. Проблемное обучение, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных, особенно при работе с сильными детьми, как в нашей гимназии. Оно обеспечивает быстрые темпы усвоения учащимися знаний и овладение разнообразными умениями и навыками. К числу таких умений относятся умения и навыки познавательного характера: самостоятельно работать с учебной литературой, вести наблюдения и ставить опыты.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь «открыть». Приобщение к методам научного исследования на уроках физики в основном осуществляется при выполнении лабораторных работ и фронтальных опытах. В процессе их выполнения осуществляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях, что способствует формированию внимания, настойчивости, аккуратности, реализации индивидуальных способностей. Задания, общие для всего класса (по инструкции), составляют в расчёте на среднего ученика. Но для развития творческих способностей необходимо в первую очередь интенсификация умственной деятельности. Поэтому к заданиям по инструкции я предлагаю задания различной сложности на выбор, а наиболее способным предлагаю совершенно индивидуальные. При таком подходе формирование навыков происходит более эффективно, что подтверждают диаграммы 1 и 2.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «likefashion.ru». Если вы решили приобрести качественную и надежную обувь, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «likefashion.ru». На сайте, расположенном по адресу http://likefashion.ru/, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать брендовую одежду по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.likefashion.ru.

рис.1

Опыт показывает, что такая работа возможна в 8–9-м классах, когда уже сформированы экспериментальные умения и навыки. А семиклассники ещё могут работать только по алгоритму (особенно в 1–2-й четвертях), с трудом самостоятельно делают выводы, не могут оценить результат работы. В 8-м классе ученики в основном хорошо работают по предложенному плану, наиболее способные могут составить план самостоятельно, если перед ними поставлена проблема, сделать вывод. Но у них возникают трудности с представлением результатов измерений в виде геометрического образа (графика, таблицы), они плохо оценивают и прогнозируют результат эксперимента. В 9-м классе большинство учеников могут составить свой план работы, самостоятельно спрогнозировать и оценить её результат. Наиболее способные могут самостоятельно выбрать приборы и материалы, предложить различные варианты решения проблемы, провести анализ полученных данных.

Каждая из перечисленных выше операций на начальном этапе выработки умения представляет для ученика сложное действие, которое складывается из ряда элементарных операций. В результате многократного выполнения умение превращается в навык. Многократно тренируясь в самостоятельном выполнении отдельных элементов экспериментального исследования, а затем в выполнении всей совокупности, учащиеся овладевают методикой и техникой учебного эксперимента и получают правильное представление о нём как научном методе исследования.

Для конкретизации знаний учащихся большое значение имеет решение задач. Неумение самостоятельно решать физические задачи является одной из причин, мешающих учащимся добиться лучших результатов в учебной деятельности по предмету. Приучать к самостоятельному решению задач нужно постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, затем переходя к выполнению более трудных, а уже потом – к самостоятельному решению. Полусамостоятельное решение задач включает коллективный анализ условия задачи, обсуждения плана решения и самостоятельную работу по реализации этого плана. Самостоятельное решение включает самостоятельный анализ условия задачи, его краткую запись, разработку плана решения, его реализацию, анализ ответа. Результаты формирования умений самостоятельного решения задач показаны на диаграмме 3.

рис.2

При работе с семиклассниками важным этапом является научить их осмысленному чтению текста, пониманию смысла физических явлений, описанных в задаче. Удаётся это не сразу. Они забывают выписать табличные данные, физические константы, ошибаются в переводе физических величин в единицы СИ, практически не умеют решать задачи в общем виде. Восьмиклассники успешнее решают задачи по заданному алгоритму, могут сами составить план решения. Наиболее способные решают задачи в общем виде. Больше сложностей возникает в проверке действий с наименованиями (проверка размерности), в умении выполнить рисунок к задаче, оценить конечный результат. Девятиклассники в течение года овладевают навыками в оценке конечного результата, могут предложить более рациональные способы решения задач.

Для успешной учёбы, переработки информации и продолжения работы по самообразованию в старших классах и по окончании школы учащиеся должно владеть навыками работы с учебной и дополнительной литературой. Ученики 7-х классов должны уметь внимательно читать текст, пересказывать его, находить ответы на вопросы, которые задаёт учитель, работать с рисунками. Трудности вызывает работа с таблицами, составление плана прочитанного, выделение основных структурных элементов. Восьмиклассники умеют читать текст и работать с ним, но затрудняются при работе с дополнительными источниками (научно-популярной литературой, брошюрами, журналами), особенно если их несколько. Девятиклассники умеют подготовить доклад, краткое сообщение, реферат, сделать выписки, составить библиографию по интересующему их в данный момент вопросу, пользуясь различными источниками. Однако им трудно сравнить изложения одних и тех же вопросов из различных источников, выявить в них общее, найти различия, высказать свою точку зрения. Результаты формирования умений работать с текстом показаны на диаграмме 4.

Опыт показывает, что далеко не любое содержание указанных в программе разделов привлекает интерес учащихся. Вместе с тем все темы школьного курса физики можно сделать интересными, если использовать потенциальные возможности их содержания. Не менее важным, чем знание определённых вопросов программы, является увлечение школьника делом, которому он, быть может, посвятит свою жизнь. Возможность заниматься любимым делом является главным и непременным условием счастья человека. Многие ученики, полюбив физику, желают сделать её основой своей будущей профессии. Поэтому я стараюсь активно включать таких учеников в сферу практической деятельности. Положительным результатом своей работы считаю 100%-ную сдачу ЕГЭ, ежегодное поступление моих выпускников в престижные вузы страны на технические специальности (в МГУ им. М.В.Ломоносова, МБГУ, МИФИ, МФТИ и т.д.), их блестящие результаты на городских, областных, российских и международных олимпиадах (до 5–9 призовых мест ежегодно).

Приятно отметить, что когда в 2005 г., объявленном ЮНЕСКО годом Физики, во Франции проходила конференция, посвящённая памяти А.Эйнштейна, нашу страну представляли не только видные учёные (например, лауреат Нобелевской премии Ж.Алфёров), но и небольшая группа хорошо успевающих студентов, в числе которых были двое из нашей гимназии: Орлова К., студентка физического факультета МГУ, и Глазырин С., студент МФТИ.

При анализе результатов последнего международного исследования образовательных достижений учащихся, которое проводится раз в три года, был выявлен существенный изъян в образовании российских школьников. В исследовании участвовали около 50 тыс. 15-летних подростков более чем из 40 стран, в том числе из России – почти 6 тыс. (из 212 школ в 46 регионах). Проверялась не столько глубина освоения школьных дисциплин, сколько способность использовать полученные знания на практике. Ребятам выдавали тексты с ситуациями из реальной жизни, касающиеся математики, естественных наук, чтения, а также умения решать проблемы. Для ответов на вопросы особых знаний не требовалось, достаточно было умений логически мыслить, сопоставлять факты, рассуждать и делать выводы. К сожалению, российские учащиеся показали результаты ниже средних (данные из журнала «Физика в школе» № 3/ 2005). Причина этого очевидна: недостаточное внимание развитию учеников (их мышления, воображения, сообразительности, самостоятельности и т.д.). Выявленный недостаток можно устранить, если заботиться не только об усвоении (часто сводимом к запоминанию) учебного материала, но и о развитии учащихся (их интеллектуального потенциала, мыслительной деятельности, разных аспектов самостоятельности). И в заключение хочется сказать, что именно проблемное обучение способствует устранению этого недостатка в обучении школьников.

 

Рекомендуемая литература

  1. Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Браверман Э.М. Вечера по физике. – М.: Просвещение, 1969.
  3. Булат В.Л. Оптические явления в природе. – М.: Просвещение, 1974.
  4. Варикаш В.М. Физика в живой природе. – Минск: Народная АСВЕТА, 1984.
  5. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1974.
  8. Ланина Я.И. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1977, 1980.
  9. Лукашик В.И. Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1987.
  10. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1971.
  11. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1980.
  12. Самойлов Е.А. Поисковые задания по физике. – Самара: СИПКРО, 1999.
  13. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971.// Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972.
  14. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.

ЕлькинаЕвгения Михайловна Елькина – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила кировский ГПИ в 1972 г., педагогический стаж 37 лет. С детства мечтала быть похожей на своего классного руководителя Е.И.Волкову. Отличник народного образования, 5-кратный Соросовский лауреат, победитель всероссийского конкурса «Лучшие учителя России-2005» в рамках ПНПО, лауреат фонда Д.Зимина в номинациях «Наставник будущих учёных» и «Учитель, воспитавший ученика» (2005–2007 гг.). Ученики ежегодно успешно участвуют в физических олимпиадах (от городской до российской), а Семён Глазырин – победитель международной олимпиады-2004 в Сеуле. Выпускники учатся в ведущих вузах страны (МГУ, МФТИ, МИФИ и пр.). В 2008 г. за успехи учеников область выделила средства на создание физической лаборатории в гимназии. В связи с этим евгения михайловна разработала программы экспериментальных курсов по физике в 7-м и 8-м классах. Увлечена компьютерными технологиями. Большое внимание уделяет проектно-экспериментальной работе учащихся. Замужем, имеет двух замечательных дочек и двух внуков. Любит путешествовать. С учениками покоряла реки Урала на катамаранах, исследовала пещеры. С удовольствием занимается фотографией и киносъёмкой.