Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2009

Методические страницы

М. Н. Бондаров,
< mihail_bondarov@mail.ru >, ГОУ лицей № 1501, г. Москва;
О. И. Бондарова

Конструктор уроков

рис.1

Наш конструктор, составленный на основе публикаций журнала «Квант», идей из книги  А.А.Гина «Приёмы педагогической техники» и собственного педагогического опыта,  позволяет быстро и эффективно готовиться к урокам, факультативам, кружкам, занятиям элективных курсов и внеклассным мероприятиям. Многое из собранного мы использовали в работе с одарёнными учащимися. Конструктор размещён на нашем сайте [bond1958.narod.ru/kvant/konstruktor_1/titul.html] и позволяет по гиперссылкам (здесь они выделены светлым шрифтом. – Ред.) переходить к более подробному описанию содержания. Предвидя вопрос «А что делать, если у меня нет регулярного доступа в интернет?», сразу отвечаем: не беда, – есть DVD, причём уже 2-го издания, который содержит все материалы журнала «Квант» за 1970–2008 гг. [www.kvant.info]. Непосредственно в редакции диск стоит 330 руб. Всё же верим, что в самом ближайшем будущем у всех учителей интернет будет непременно!

Согласно А.А.Гину, мы разбили урок на семь основных разделов: • начало урока • объяснение нового материала • закрепление, тренировка, отработка умений • повторение • контроль • домашнее задание (включая особые задания для теоретиков, экспериментаторов, гуманитариев и исследователей) • конец урока.

Для начала урока А.А.Гин предлагает более десяти приёмов. Наибольшим успехом у нас пользовались: Удивляй! • Отсроченная отгадка • Интеллектуальная разминка • Фантастическая добавка • УМШ. Из журнала «Квант» для этой цели можно подобрать много материалов ярко выраженного мотивационного характера: качественных и экспериментальных задач, а также проблемных опытов. Так, например, по теме «Волны» учитель задаёт вопрос: «Приближаясь к берегу, морские волны растут, достигая иногда высоты в десятки метров. Отчего это происходит?» Едва ли ответ на него ученики смогут предложить сразу, поэтому необходимость изучения основных закономерностей волн становится для них очевидной (по крайней мере хотя бы для ответа). Обобщающий урок по теме «Применение законов движения» можно начать с легко воспроизводимого опыта: «Положите горизонтально палку на вытянутые указательные пальцы. Медленно передвигайте правую руку к левой. Почему при этом палка тоже передвигается, причём так, что её равновесие не нарушается?» Урок по теме «Сила упругости» можно начать с разгадывания анаграммы: «В конце своей книги описания гелиоскопов Гук напечатал теорию в виде анаграммы „ceiiinosssttuv”, из которой можно сложить фразу „Ut tensio sic vis” (Что бы это значило?)»

Раздел «Объяснение нового материала» представлен в конструкторе статьями с интересным дополнением к учебнику и примерами «Лови ошибку!».

Раздел «Закрепление, тренировка, отработка умений» включает в себя разнообразные методы и приёмы работы, а также задания для их реализации. Мы ограничились в основном качественными вопросами. Отобранные расчётные задачи, как правило, имеют достаточно простое и красивое математическое оформление, в котором не растворяется физический смысл. Приведены оценочные задачи, которых, к сожалению, ещё так мало в стандартных задачниках.

Приведём в качестве примера конструктор по теме «Механика» и переход по гиперссылке к подтеме «Законы Ньютона».

рис.2

Конструктор уроков по теме «Механика»

Кинематика

РПД

РУД

Криволинейное движение

Динамика

Законы Ньютона

Силы в природе

Применение законов Ньютона

Статика

Равновесие и устойчивость

Твёрдое тело

Гидростатика

Законы сохранения

ЗСИ

Работа и энергия

ЗСЭ

Колебания и волны

Колебания

Волны

Звук

Обобщение

Кинематика

Динамика

Законы сохранения

 

Переход к конструктору урока по гиперссылке Законы Ньютона

Раздел

Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Начало

Почему  пол уходит из-под ног, когда автобус  трогается с места?

Котов В. Физика внутри автобуса (№ 1, 2006, вопрос 27)

Какие опыты должен был проделать Ньютон, чтобы открыть свой второй закон? Кикоин А. Как «открыть» второй закон Ньютона? (№ 11, 1984)

Магдебургские полушария: замена «8+8» на «16+стена». Изменится ли сила тяги?

Сила (№ 11, 1986) (вопрос 2)

Объяснение нового материала

Белкин И. О ньютоновских законах движения (№ 2,1979)

Белкин И. О ньютоновских законах движения (№ 4,1979)

Кикоин И. Как вводятся физические величины (№ 10,1984)

Кикоин А. Как решается основная задача механики? (№ 2, 1984.)

Кикоин А. Сила и деформация. (№ 12, 1983)

Белкин И. О ньютоновских законах движения (№ 4,1979)

Закрепление, тренировка, отработка умений

Отчего  при сплаве леса бревна часто выносит  на берег на поворотах реки?

Ускорение (№ 9, 1986) (вопрос 9)

Ускорение ракеты возрастает даже в том случае, когда равнодействующая приложенных  к ней сил остаётся неизменной. Почему?

Ускорение (№ 9, 1986) (вопрос 7)

Каково направление равнодействующей сил, приложенных  к грузу маятника?

Сила (№ 11, 1986)  (вопрос 9)

Кто нарушает законы физики: Волк из «Ну, погоди!» или барон Мюнхгаузен?

Фабрикант В. Волк, барон и Ньютон (№ 9, 1986)

...А велосипедист, поднимающий руль, когда въезжает  с проезжей части улицы на  тротуар? (Физический калейдоскоп-1, с. 100,  № 1.)

Повторение

Почему  иногда пассажиры, стоящие в вагоне подходящей к станции электрички, наклоняются в момент остановки  не вперёд – по инерции, – а в противоположную  сторону? (Физический калейдоскоп-1, с.15, № 7.)

Почему  Земля сообщает всем телам одно и  то же ускорение независимо от их масс?

Масса (№ 8, 1990) (вопрос 10)

Как сравнить массы  двух тел в условиях невесомости?

Масса (№ 8, 1990) (вопрос 6)

Какой из трёх законов Ньютона важнее?

Варламов А. Какой из трёх законов Ньютона важнее? (№ 1, 1985.)

Контроль

Светофор

Выборочный контроль

Программируемый опрос

ДЗ

Три уровня домашнего задания

Задание массивом

Необычная обычность

Особое задание теоретикам

Почему  первый закон Ньютона называют первым безумным законом в истории науки?

Азбель М. Закон инерции, гелиоцентрическая система и развитие науки (№ 3, 1970)

Что тяжелее: ящик мелкой дроби или такой же ящик крупной дроби? 

Плотность (№ 1, 1997) (вопрос 2)

Может ли суперкомпьютер абсолютно точно  предсказывать будущее по известным  начальным условиям?

Черноуцан А. О законах Ньютона и «свободе воли» (№ 5, 1989)

Особое задание экспериментаторам

Как устроен  космический молоток? Попробуйте его  изготовить

Микроопыт. Два гвоздя забиты в сухую и набухшую доски. Сравните усилия, необходимые для выдергивания.

Сила (№ 11, 1986)

Изготовьте  прибор для проверки принципа относительности.

Дозоров А. Принцип относительности (№ 10, 1984)

Особое задание гуманитариям

Почему  древние считали, что орбиты планет должны быть совершенными?

Азбель М. Закон инерции, гелиоцентрическая система и развитие науки (№ 3, 1970)

ТДЗ: «Сочиняем сами» (физические законы и сказки.)

Физический закон Ежа – Суслика (№ 3, 1978, 47) 

Тихомирова С. «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (№ 4, 1994)

Реферат «О чем спорили Ньютон и Гук?»

Филонович С. Роберт Гук (№ 7, 1985) 

Эйнштейн А. К 200-летию со дня смерти Исаака Ньютона

(№ 3, 1972)

Особое задание исследователям

Каковы  недостатки и достоинства механики Аристотеля с точки зрения современной  науки?

Каганов М., Любарский Г. О механике Аристотеля (№ 8, 1972)

Как записывается уравнение второго закона Ньютона  в теории относительности?

Стаханов И. Масса и энергия в теории относительности (№ 3, 1975)

Равенство инертной и гравитационной масс – случайность  или?..

Бородин Д. Гравитационная масса (№ 2, 1973)

Смородинский Я. Размышления о массе (№ 2, 1990)

Конец урока

Отсроченная отгадка

Обсуждаем ДЗ

Опрос-итог