Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2010

Конкурс "Я иду на урок"

Я. В. Бочарникова,
Дальневосточный государственный межрегиональный индустриально-экономический колледж, г. Хабаровск

Колебания тела на пружине

рис.1Образовательные цели: формирование представления о процессе научного познания, организация и систематизация знания по теме; формирование представления о зависимости периода колебаний от массы тела и жёсткости пружины; развитие экспериментальных навыков, исследовательских умений.

Оборудование: магнитофон, компьютеры, программа [1] или [2] (раздел «Механические колебания и волны», «Колебания тела на пружине»), § 31 учебника [3].

Ход урока

1. Начало занятия

Преподаватель (начинает урок со стихотворения Б. Пастернака: «Во всём мне хочется дойти//До самой сути <...> //Свершать открытья»). Что для вас, ребята, значат слова «Я сделал открытие?» (Выслушивает ответы.) Правильно ли я вас поняла: если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и означает, что он совершил открытие? Сегодня мы также будем совершать хотя и маленькие, но самостоятельные открытия. Итак, тема нашего занятия «Колебания тела на пружине».

2. Повторение и обобщение

Преподаватель. Сначала давайте вместе восхитимся своими глубокими знаниями по теме «Механические колебания». Запишите в карточках пропущенные левые части формул (один учащийся выполняет задание у доски):

формула1

(Класс проверяет свои записи, каждый ставит себе в лист самоконтроля баллы по числу правильно написанных самим формул и числу найденных с ошибками.)

А теперь вытащим из тайников памяти кое-что ценное. Перед вами таблица с физическими величинами, их единицами, цифрами. Я буду задавать вопрос, а вы будете зачёркивать клетку с правильным ответом:

• Интервал времени, в течение которого происходит одно полное колебание • Максимальное отклонение колеблющейся величины от положения равновесия • Число колебаний в единицу времени • Единица периода колебаний • Единица частоты колебаний • Единица амплитуды колебаний • За какое время маятник совершил n = 20 колебаний, если период колебаний равен 0,5 с? • Чему равна частота этих колебаний? • Тело совершает колебание вдоль оси X. Его координата изменяется со временем по закону x = 0,2cos0,63t (СИ). Чему равна амплитуда колебаний тела? • Чему равна циклическая частота этих колебаний? • Очень мягкая большая пружина за 2 с сокращается от максимально растянутого до исходного состояния. Чему равен период колебаний пружины? • Если длина пружины при этом изменилась на 0,5 м, чему равен путь, пройденный незакреплённым концом пружины за период колебания?

м

Т

8 с

Гц

40 с

Е

0,2 м

с

ν

0,2 рад/с

 ω

А

12 с

1 Гц

2 м

10 с

2 Гц

0,63 рад/с

(Правильные ответы «рисуют» на карточке цифру «5». Ребята ставят в лист самоконтроля оценку – по 1 баллу за правильный ответ.)

В основе любого раздела физики лежат наблюдения или эксперимент. Сегодня я предлагаю вам провести исследования механических колебаний. Разбейтесь на четыре группы по желанию. Каждая группа берёт карточку с заданием и выполняет его, а потом рассказывает, что делали и что получили.

Задание № 1. Сделайте секундный маятник (период колебаний 1 с). Приборы и материалы: нить, груз, линейка, секундомер.

Задание № 2. Определите период колебаний метрового нитяного маятника. Чему он будет равен, если длину нити уменьшить в четыре раза? Приборы и материалы: метровый маятник, секундомер.

Задание № 3. Определите период, частоту и циклическую частоту колебаний маятника. Запишите уравнение колебаний этого маятника. Приборы и материалы: шарик, линейка, секундомер, нить.

Задание № 4. Определите на практике ускорение свободного падения для данной местности с помощью нитяного маятника. Приборы и материалы: нить, шарик, линейка, секундомер.

(Преподаватель оценивает работу групп. Ребята выставляют баллы в лист самоконтроля: 1 балл – за проведение эксперимента, 1 балл – за защиту.)

3. Изучение нового материала

Преподаватель. А теперь переходим к теме нашего занятия «Колебания тела на пружине». попробуем установить зависимости периода свободных колебаний от массы груза, жёсткости пружины и амплитуды колебаний. (Ребята распределяются на пары по желанию, получают карточки, в ходе компьютерного эксперимента устанавливают эти зависимости и записывают в карточки результаты и выводы*.)

Установите зависимость периода свободных колебаний от массы и жёсткости пружины

Заполните таблицу

m, кг 0,5 0,7 1
Т, с 1,99 2,35 2,81

 

Сделайте вывод: если увеличить массу, то период увеличивается.

k, Н/м 5 7 10
Т, с 1,99 1,68 1,4

Сделайте вывод: если увеличить жёсткость пружины, то период: уменьшается.

А, см 5 7 10
Т, с 1,4 1,4 1,4

Сделайте вывод: если увеличить амплитуду колебаний, то период: не изменяется.

Запишите формулу периода свободных колебаний

Используйте § 38 учебника В.А. Касьянова «Физика-10»: формула2

Сделайте вывод: период свободных колебаний пружинного маятника не зависит от амплитуды колебаний, а полностью определяется жёсткостью, массой (собственными характеристиками колебательной системы).

Проверьте экспериментально зависимость периода свободных колебаний от массы и жёсткости.

Напутствовать вас в работе мне хочется словами А. Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памяти». Удачи вам в ваших исследованиях!

(Ребята устанавливают зависимости, ставят в лист самоконтроля по 1 баллу за каждую формулу.)

4. Закрепление, тренировка, отработка умений

Преподаватель. Теперь порешаем задачи на карточках, а ответ проверим с помощью компьютерного эксперимента. Решение первой задачи оценивается максимально в 1 балл, второй – в 2 балла.

Задача 1. Определите период колебаний пружинного маятника, если масса груза равна 0,5 кг, жёсткость пружины 10 Н/м.

Задача 2. Напишите уравнение движения пружинного маятника x(t), если m = 1 кг, k = 10 Н/м, A = 10 см. Определите координату в момент времени t = 4 с.

Проверьте ответ по графику, для этого выберите параметры, нажмите Cтарт и следите за показаниями t.

Творческое задание. Придумайте, сформулируйте и решите задачу, проведите компьютерный эксперимент и проверьте ваш ответ. Проставьте в лист самоконтроля оценку преподавателя (до 2 баллов).

5. Рефлексия. Подведение итогов

Преподаватель. Подводим итоги. Что было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились? (Выслушивает мнения. Ребята считают баллы и выставляют себе отметки: 24–25 баллов – «3», 26–27 баллов – «4», 28–29 баллов – «5».)

ДЗ. § 38, задачи 1, 2. Составьте сами задачи для будущих студентов. Обязательно подпишите свои работы, авторство будет сохранено. А сегодняшнее занятие я хочу закончить словами М. Фарадея: «Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать её ответы». И я думаю, что вам сегодня это удалось. Урок завершён. Спасибо за урок. Успехов вам. До встречи на следующем уроке.

 

Литература

  1. Физика в картинках 6.2. НЦ ФИЗИКОН, 1993. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); [Электронный ресурс] URL: http://torrents.ru/forum/.
  2. Открытая физика 2.6: Ч. 1 : ООО ФИЗИКОН, 1996–2005 [Электронный ресурс] URL: http://physics.ru
  3. Касьянов В.А. Физика : учеб. для общеобразоват. учреждений. 10 кл. М. : Дрофа, 2003. С. 123–133.

 

БочарниковаЯна Владимировна Бочарникова в 1990 г. окончила ДВГУ по специальности «Физик, преподаватель физики», работала в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта, затем в ДОУ вела информатику для детей 3–7 лет, преподавала физику в школе и вот уже 9 лет – в колледже. Победитель городского конкурса «Учитель года-99» и конкурса «Преподаватель года-2005» в колледже, лауреат краевого конкурса «Преподаватель года-2005». В своей работе руководствуется словами С. Соловейчика: «Вырастить людей с глубоким чувством собственного достоинства, полных самоуважения и уважения к окружающим, людей, способных выбирать, самостоятельно действовать, – это ли не значит содействовать укреплению и процветанию страны?»



* Записи учащихся выделены здесь серым шрифтом. – Ред.