Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2010

Методические страницы

Г. В. Дмитриев,
< dgw@yandex.ru >, МОУ Новошимкусская СОШ, д. П. Буртасы, Яльчикский район, Чувашская Респ.

Компьютерное моделирование условий задач

Как показывает практика, успешность в учёбе и прочность знаний находятся в прямой зависимости от степени интереса детей к предмету, сама же структура познавательного интереса сложна и тесно связана различными психологическими процессами и эмоциями. Это порождает педагогическую проблему, которая эффективно решается с использованием информационно-коммуникационных и цифровых образовательных технологий. Прочитав статью А.Г. Козловой, Е.Н. Степаненко «Применение видеозадач в курсе физики средней школы» (№ 8/2009), решил сам поделиться опытом создания таких видеозадач. Видеофильмы и анимации предложенных задач можно просмотреть на сайте. Экспериментальные видеозадачи моделируются на основе имеющихся приборов: физический процесс снимают с помощью цифровой видеокамеры, озвучивают текст условия задачи и включают его в видеофайл с помощью MovieMaker. для просмотра нужен проигрыватель или компьютер. Видеозадачи позволяют учащимся, рассмотрев, как в реальном времени протекает физический процесс, обосновать его элементы и смоделировать алгоритм решения задачи. При этом они учатся также снимать показания приборов и определять требуемые физические величины.

Задача 1. Определение горизонтальной скорости шарика при свободном падении (см. видеозадачу 1*). Используется прибор для демонстрации независимости действия сил. Стержень с шариком отклоняют от вертикального положения и отпускают. После соударения шарика с неподвижным шариком, последний приобретает некоторую горизонтальную скорость. Высоту расположения неподвижного шарика и дальность его полёта измеряют с помощью миллиметровой линейки.

Условие задачи. Считайте силу трения, сопротивление воздуха и потери энергии при соударении шариков в результате упругой деформации очень малыми. Определив необходимые данные из видео­фрагмента, рассчитайте горизонтальную скорость шарика.

Вариант решения

Дано:

l = 8 см,

Н = 18,5 см.

СИ

0,08 м

0,185 м

Решение

При свободном падении шарик относительно оси Х движется равномерно.

Скорость равномерного движения направлена горизонтально и определяется по формуле υ = l/t, а время падения определяется по формуле для равноускореннного движения: формула1

формула2

υ –?

 

Задача 2. Определение коэффициента трения каретки о наклонную плоскость (см. видеозадачу 2*). Используется набор «Механика» из оборудования «L-микро». Прибор для изучения прямолинейного движения позволяет измерять перемещение тела между отдельными точками траектории по шкале с миллиметровыми делениями и время этого перемещения с помощью электронного секундомера (пуск и остановка происходят по сигналам двух герконовых датчиков). На датчиках установлены метки для определения координат. Для определения угла наклонной плоскости к горизонту используется транспортир с отвесом.

Условие задачи. Начальное и конечное состояния каретки на наклонной плоскости определяются точками начала и конца движения. Время движения каретки по наклонной плоскости измеряется электронным секундомером. Определите коэффициент трения каретки о наклонную плоскость с углом к горизонту α = 30°.

Вариант решения

Дано:

х0 = 10 см,

х = 40 см,

t = 0,49 с,

α = 30°.

СИ

0,1 м

0,4 м

Решение

При движении каретки вниз по наклонной плоскости ускорение определяется по формуле а = g (sinα – μ cosα). Преобразуем эту формулу: формула3

Модуль перемещения определяется по формуле формула4 Отсюда получаем выражение формула5

формула6

μ – ?

 

Задача 3. Определение приобретённой скорости каретки о наклонную плоскость (см. видеозадачу 3 в электронных приложениях, а также на сайте http://gov.cap.ru).

Условие задачи. Определите скорость каретки в конце пути, если в начальный момент каретка покоилась.

Вариант решения

Дано:

υ0 = 0,

х0 = 8 см,

х1 = 43 см,

t0 = 0,

t1 = 0,55 с.

СИ

  

 0,08 м

 0,43 м

Решение

При движении из состояния покоя (υ0 = 0) с постоянным ускорением перемещение определяется по формуле формула7

Учитывая, что s = (х1х0), получаем формула8

формула9

υ1 – ?

 

Дополнительную возможность для стимуляции образной мыслительной деятельности учащихся даёт анимация, например, использование программы MacromediaFlash. Пример образного представления задачи [1] в движении дан в электронных приложениях (видеозадача 4).

рис.1

Два кадра из видеозадачи по задаче в стихах учителя физики В.М. Акимова (г. Заречный, Пензенская обл.)

 

Литература

  1. Акимов В.М. Задачи в стихах//Учение с увлечением на уроках физики. М.: Чистые пруды, 2006. С. 9 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 3).
  2. Механика. Руководство по выполнению лабораторных работ. М.: МГИУ, 2006.


* Сами видеозадачи см. в электронных приложенияхРед.