Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №7/2010

Астрономия

Проф. В. М. Чаругин,
< charugin@yandex.ru >, МПГУ, г. Москва

Звёздное небо в мае

рис.1

Созвездия Волопаса, Гончих псов, Волос Вероники.
Звёздный атлас Urania’s Mirror (1825 г.).
URL: http://planetarium-kharkov.org

В начале месяца Солнце движется по созвездию Овна, а 13 мая переходит в созвездие Тельца. Что касается знаков зодиака, то Солнце 20 мая переходит из знака Тельца в знак Близнецов. 1 мая – 2 455 318-й юлианский день, Солнце взойдёт в 04ч 16м по среднему солнечному времени (в 05ч 46м по московскому). В гринвичскую полночь звёздное время S0 = 14ч 37м. Истинный солнечный полдень наступит в 11ч 57м по среднему солнечному времени, зайдёт же Солнце в этот день в 19ч 38м. 31 мая (2 455 348-й юлианский день) восход в 03ч 23м, а заход в 20ч 32м (соответственно в 04ч 53м и 22ч 02м по московскому времени), звёздное время в гринвичскую полночь S0= 16ч 35м 19с. 16 мая в 14ч по московскому времени произойдёт явление покрытия Венеры Луной, которое будет видно на Северном Кавказе. И хотя будет ещё светло, можно попытаться увидеть это явление невооружённым глазом, т. к. Луна и Венера будут на небе намного выше Солнца. При наблюдениях в телескоп можно увидеть покрытие Венеры (фаза 0,86, блеск –3,8m) узким серпом молодой Луны (Луне будет всего два дня).

Итак, выйдем на улицу после 22ч. Наиболее заметное созвездие над головой, вблизи зенита – Большая Медведица. Её две крайние звезды в Ковше – Мерак (β) и Дубхе (α) – задают направление на Полярную звезду, ярчайшую в созвездии Малой Медведицы. По Полярной звезде и точке зенита находим небесный меридиан, проходящий через них. Большая Медведица богата интересными объектами, и сейчас самое удобное время изучать их. Если продлить линию через Фегду (γ) и Дубхе (α) на расстояние, равное расстоянию между этими звёздами, то в том месте, где древние греки рисовали морду Большой Медведицы, вы сможете обнаружить две интересные и довольно яркие галактики: яркую спиральную галактику М81 (7m, размер около 19′) и её спутник – неправильную галактику М82 (около 8,2m; 9′). Эта пара галактик находится от нас на расстоянии около 10 млн св. лет.

рис.2

Созвездия вблизи зенита

В этом же созвездии между Фегдой (γ) и Мераком (β) в школьный телескоп можно различить туманное пятнышко 12m, напоминающее диск планеты – планетарную туманность М97, или, как её называют из-за своего вида на фотоснимках, Сову. По своим физическим характеристикам многие звёзды Большой Медведицы похожи и, к тому же, движутся в одном направлении. Не исключено, что эти звёзды имеют общее происхождение, т. е. являются рассеянным звёздным скоплением. Однако нам они скоплением не кажутся, поскольку находятся слишком близко – всего 70 св. лет. Скопление это удаляется от нас со скоростью около 30 км/с. Перемещение звёзд по небу очень незаметно, и только многолетние наблюдения позволяют обнаружить его.

Полярная звезда, меняющая блеск в пределах 2,5m–2,6m с периодом около 4 суток, представляет собой одну из ближайших к нам пульсирующих переменных звёзд – цефеиду. Около 3 тыс. лет назад самой близкой яркой звездой к Полюсу мира была звезда β Малой Медведицы – Кохаб, название которой происходит от арабского Кохаб-эль-Шемали, что означает Звезда Севера. Ещё раньше, около 3000 лет до н.э., в полюсе мира находилась звезда Тубан (α Дракона). Такое медленное перемещение полюса мира связано с явлением прецессии оси вращения Земли. В настоящее время это явление хорошо изучено, и астрономы могут с большой точностью проследить за положением Полюса мира как в далёком прошлом, так и в будущем. Это навело учёных на мысль использовать расчёт для датировки различных событий. Действительно, как мы видели, в фольклоре народов мира название полярной звезды подчеркивало её неподвижность, исключительность. Наблюдая движение небесных светил вокруг полярной звезды, древние считали её полководцем, повелителем всех звёзд. Например, древние иранцы называли полярную звезду Командующей всеми начальниками (звёздами), китайцы – Небесным императором, мордва считала её местом пребывания верховного божества Нишки-Пас. В мифах чукчей вождями – предводителями звёзд – названы Арктур (α Волопаса) и Вега (α Лиры). В общем, эти звёзды, ничем не выделяются среди других. Например, Капелла практически не отличима по блеску от этих двух звёзд. Но в палеолите Арктур и Вега особенно выделялись на небе, поскольку были расположены не дальше 6° от Полюса мира (Вега – около 13 000 лет назад, Арктур – около 7000 лет назад). По-видимому, тогда и родились представления об Арктуре и Веге как о «вождях звёзд». На то, что столь древние названия могли сохраниться и до наших дней, указывает чукотский эпос о Вороне, восходящий к палеолиту.

рис.3

Созвездия над южной частью горизонта (на широте Москвы)

В центре дуги окружности, которую составляют звёзды «хвоста» Большой Медведицы, находится α Гончих Псов – звезда Сердце Карла II (3m). Это красивейшая двойная: одна звезда золотисто-жёлтого (3,2m), другая – лилового оттенка (5,7m), на расстоянии 20″ от первой.

В созвездии Гончих Псов находится одна из красивейших спиральных галактик М94, видимая плашмя на фотографии. Самая яркая центральная часть имеет в поперечнике около 30 000 св. лет. Снимок получен путём наложения снимков этой галактики, полученных с помощью фильтров в различных диапазонах длин волн. Благодаря этому удалось проследить спиральные ветви на значительных расстояниях от центра. Видны несколько очень далёких галактик, которые просвечиваются сквозь внешние, разреженные части спиральных рукавов. Три очень яркие звезды, вытянувшиеся вдоль линии в верхней части галактики, представляют звёзды, принадлежащие нашему Млечному Пути. Снимок сделан с очень большой экспозицией, поэтому из-за эффектов дифракции света на объективе телескопа изображения звёзд получились с яркими с крестами.

рис.4

Спиральная галактика М94 в созвездии Гончих Псов.
URL: http://antwrp.gsfc.nasa.gov

Под звездой Бенетнаш (η Большой Медведицы) в небольшой телескоп можно увидеть гигантскую спиральную галактику М51.

Между Сердцем Карла II и α Волопаса уже в небольшой телескоп можно рассмотреть шаровое скопление М3, имеющее блеск около 7m и угловой диаметр 10′. Расстояние до него 40 000 св. лет, линейный диаметр – около 11 пк. Так как полное число звёзд в нём около 200 000, то их концентрация составляет почти 170 звёзд в кубическом парсеке, т. е. среднее расстояние между звёздами около 30 000 а. е. хаотично двигаясь в скоплении, звёзды часто сильно сближаются (астрономы такие сближения называют столкновениями) и обмениваются скоростями и энергиями. Часть звёзд при этом приобретают огромные скорости и, преодолев притяжение всех звёзд скопления, покидают его, унося с собой кинетическую энергию. Астрономы говорят, что скопление остывает, делается более компактным. Поэтому чем старше шаровое скопление, тем оно более компактно и имеет бóльшую концентрацию звёзд к центру. Значит, по форме скопления можно оценить его возраст. Что касается скопления М3, то наряду с концентрацией звёзд к центру в нём наблюдается отсутствие обычных звёзд массами более 1,5M., что непосредственно указывает на его возраст в 7 млрд лет. Более массивные звёзды умирают, исчерпав своё ядерное горючее за существенно меньшее время. Так как в шаровом скоплении отсутствуют газ и пыль, то новым массивным и горячим звёздам не из чего образоваться, поэтому они отсутствуют. Таким образом, изучение таких скоплений, как М3, даёт астрономам богатый материал для изучения эволюции звёзд. Попытайтесь найти это скопление.

В это время в верхней кульминации находятся созвездия Волопаса и Девы. По расположению ярких звёзд созвездие Волопаса похоже на парашют, на стропах которого висит Арктур (α). Арктур имеет оранжевый цвет, что указывает на температуру поверхности около 5000 К. Его радиус в 26 раз больше радиуса Солнца. Арктур находится сравнительно недалеко от нас, на расстоянии 36 св. лет. Эта звезда имеет заметное собственное движение, перемещаясь по небу на 2,3″ в год.

Одной из красивейших двойных звёзд является ε Волопаса. Яркая жёлтая звезда 3m имеет рядом с собой, на удалении 3″, голубоватый спутник 6m. Разноцветная пара разрешается на звёзды уже при увеличении в 20–30 раз.

Под Волопасом, низко над точкой юга, блистает звезда первой величины Спика (Колос), ярчайшая в созвездии Девы. Благодаря яркости и положению её сравнительно легко найти на небе. Спика вместе с другими яркими звёздами представляет характерный четырёхугольник, по которому легко найти и распознать само созвездие. Звезда ε Девы (3m) Виноградница, расположена выше Спики.

Рядом с созвездием Волопаса, несколько восточнее, расположено хорошо заметное красивое ожерелье – созвездие Северной Короны с яркой Геммой (Жемчужиной)в центре, α Северной Короны.

Почти на юго-востоке, у самого горизонта, можно заметить созвездие Весов. Восточнее Весов под Северной Короной поднимается из-под горизонта Змееносец, а над ним – Геркулес.

По западную сторону от меридиана, на том же расстоянии от него, что и Арктур, расположена яркая звезда Денебола (β Льва), по которой вы легко найдёте созвездие Льва. На западе, низко над горизонтом, ещё можно увидеть Процион (α Малого Пса), на юго-западе – Альфарад (α Гидры), а под Девой – знакомый четырёхугольник созвездия Ворона.

рис.6

Созвездие Чаши из атласа И. Байера «Uranometria» (1603 г.).
URL: http://www.astronet.ru
(оригинал: URL: http://contentdm.lindahall.org

Восточнее Альфарада под созвездием Льва можно разглядеть созвездие Чаши. Чаша – одно из древнейших созвездий на небе. В небесной чаше, как гласит предание древних шумеров, владычица всех природных стихий Тиамит смешивала тучи, дожди и ветер для огромной птицы – корвуса (ворона). Именно с этим преданием, полагают некоторые исследователи, и связаны названия двух соседних созвездий Южного полушария – Чаши и Ворона. По ассирийско-вавилонскому мифу, небесную чашу от Тиамит унаследовала богиня Иштар. Она превратила её в сокровищницу плодородия, и древние египтяне считали, что, когда появляется на небе Чаша, Нил до краёв наполняется водами, предвещая плодородный год.

Древнегреческий учёный Геродот сообщал, будто при легендарном скифском царе Таргитае на землю скифов упала с неба золотая чаша, и, как позже думали греки, именно с того места, где сейчас располагается созвездие Чаши.

По одной из легенд, в этом созвездии увековечена Чаша Медеи. У афинского царя Эгея не было наследника. Будучи в Трезене, Эгей сблизился с Этрой, дочерью царя Питфея, от которой ждал сына. Уходя обратно в Афины, он оставил под огромной скалой свой меч и сандалии. Если родится сын, наказывал Эгей, он должен сдвинуть скалу, взять меч и сандалии и направиться к отцу в Афины. И в самом деле, у Этры родился сын Тезей. Возмужав, юноша сдвинул скалу, достал меч и сандалии и отправился в Афины. А тем временем Эгей женился на волшебнице Медее, у которой уже был сын Мед и которая обещала и ему родить наследника. Когда Тезей появился в Афинах, Медея сразу же разгадала его тайну. Опасаясь, что трон не достанется Меду, она уговорила мужа отравить Тезея. Эгей, не подозревая, кто на самом деле Тезей, согласился сделать это на пиру в храме Дельфина. Медея заранее приготовила отраву. Но прежде чем осушить поданный Эгеем кубок с ядом, Тезей вытащил меч, чтобы отсечь, как полагалось по ритуалу, кусок от зажаренного, увитого цветами быка. И тут на рукоятке меча Эгей увидел вырезанного из слоновой кости ужа – знак его рода Эрихтониидов. Узнав свой меч, он выбил отравленный кубок из рук Тезея. Разоблачённая Медея мгновенно обратилась в облако и улетучилась вместе с Медом и Чашей. С тех пор небесная Чаша Медеи напоминает людям о человеческом коварстве.

Существовало много и других представлений о Чаше: кубок Икария, индийский кубок Сома, кубок Ноя… В средние века, в связи с попыткой искоренения языческих названий созвездий и заменой их образами из христианской мифологии, в названиях звёзд и созвездий появились Чаша мук Господа, Чаша Иосифа, апокалиптическая Чаша гнева, Чаша Ильи. Китайцы в созвездии Чаши видели злую небесную собаку, которая приносит катастрофическую темень, затмения и препятствует рождению мальчиков (для китайской семьи это самое большое несчастье).

На западе, правее Льва, видно созвездие Рака, а под ним блистает Процион – α Малого Пса. В созвездии Рака находится рассеянное звёздное скопление Ясли (или Улей) – объект М44 по каталогу Мессье. Это известное с древнейших времён скопление можно наблюдать около звезды δ  Рака. Ясли – одно из самых ярких рассеянных звёздных скоплений, видимая звёздная величина его 3,1m, количество звёзд – 520. Расстояние от Cолнца 420 св. лет, возраст 660 млн, лет. Скопление приближается к нам со скоростью 33 км/с.

Если мы теперь повернёмся лицом к северу, то увидим много уже знакомых созвездий. Это Кассиопея, которая находится низко над горизонтом, почти над точкой севера. Западнее блистает яркая Капелла (α Возничего) и само созвездие Возничего. К востоку от меридиана видны созвездия, которые в дальнейшем будут подниматься всё выше и выше над горизонтом, постепенно перемещаясь к южной его части. Эти созвездия будут хорошо видны после полуночи. Рядом с Кассиопеей, несколько выше, расположен Цефей. На северо-востоке поднимается Лебедь с ярким Денебом (α Лебедя). Рядом видна Вега (α Лиры). Созвездие Лиры и часть созвездия Лебедя являются незаходящими и видны всю ночь, но эти созвездия лучше всего наблюдать через полгода. Северное крыло Лебедя указывает на голову Дракона, длинного созвездия, охватывающего Малую Медведицу.

рис.5

Созвездия над северной частью горизонта (на широте Москвы)

Планеты

Меркурий движется попятно по созвездиям Рыб и Овна, 11 мая произойдёт стояние и планета поменяет попятное движение на прямое, а 26 мая наступит наибольшая западная элонгация. Несмотря на это, условия наблюдений Меркурия неблагоприятны на территории России.

Венера (блеск –3,8m) совершает прямое движение по созвездию Тельца, её можно наблюдать в течение 3 ч на западе сразу после захода Солнца. 16 мая в 14ч произойдёт покрытие планеты Луной.

Марс (около 1m) совершает прямое движение по созвездиям Рака и Льва, виден в течение 3–4 ч в первой половине ночи.

Юпитер (–2,3m) движется по созвездию Рыб, впервые после периода невидимости появляется на утреннем небе всего на час только в конце первой декады месяца,

Сатурн (–0,9m) движется попятно по созвездию Девы и только 31 мая после стояния меняет движение на прямое, хорошо виден всю ночь. Хорошо видно кольцо планеты, а в крупный школьный телескоп можно увидеть самый крупный спутник планеты Титан.

Уран движется по созвездию Рыб рядом с Юпитером. Появляется на небе после периода невидимости в конце второй декады всего на 10–15 мин после восхода Солнца. Увидеть его при таких условиях можно, но нужно проявить настойчивость.

Нептун движется попятно по созвездию Водолея, после периода невидимости появляется утром над горизонтом примерно на 1 ч. Найти планету блеском 7,9m в таких условиях крайне сложно.

Метеорные потоки

Майские Аквариды (от лат. Àquarius – водолей) активны 1–8 мая. Радиант около звёзд α и ξ Водолея. Поток связан с кометой Галлея. Он образован частицами, которые были выброшены из ядра кометы при её близком прохождении около Солнца. Метеоры очень быстрые и длинные, часто оставляют за собой след. Обычно наблюдается около 10–12 метеоров в час. Наблюдать лучше под утро, т. к. созвездие Водолея кульминирует в утренние часы.

Литература

1. Арат. Явления: сб. // Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, заходах планет и приметах погоды / Под ред. Н.А. Фёдорова и П.В. Щеглова. М.: Изд-во МГУ, 1992. 208 с.
  2. Школьный астрономический кален­дарь на 2009/2010 уч. г.: уч. пособие для учащихся 7–11 кл. /Авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. М.: Дрофа, 2009. 95 с. Вып. 60.
рис.7

Звёздные карты и описания звёздного неба даются примерно на 22ч 15 мая.