Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2010

Учебные занятия

Е. Б. Колпакова,
< lukas-63@yandex.ru >, Богучанская СОШ № 2, с. Богучаны, Красноярский кр.

Игра – дело серьёзное

Назначение игры

Каждый учитель знает, как трудно заставить школьников выучить формулировки явлений, физических величин, законов. Для детей это очень скучная работа. Гораздо приятнее это делать в игре – дети с удовольствием многократно повторяют формулы, играя. Игру может организовать учитель в начале урока (как проверку домашнего задания) или в конце урока (как подведение итогов изучения материала). Я часто провожу эту игру перед зачётом, и двое-трое победителей получают зачёт автоматически.

Правила игры

За одним столом могут играть от 3 до 6 игроков (лучше всего четверо). Каждый получает на руки одинаковое количество карт (оптимально 3–5). Количество карт в колоде должно быть кратно числу игроков. Начинает игру участник, которому досталась «красная» (козырная) карта. Он задаёт вопрос (читает его по карте) игроку, сидящему рядом с ним слева. Если тот правильно отвечает (верный ответ написан на карте у спрашивающего), то эта карта выходит из игры (откладывается в сторону), и отвечавший читает уже свой вопрос соседу слева. Если игрок не может правильно ответить, он принимает «неотвеченную» карту, откладывает её и задаёт вопрос по своей карте соседу слева (т. е. ход не пропускает). когда закончится круг и право хода будет снова у не ответившего на вопрос игрока, он может зачитать вопрос из отложенной карты. За время, прошедшее с момента своего «неответа» по этой карте, он может выучить ответ. Побеждает игрок, который первым скинет все карты. Далее игру можно продолжить, но доводить её до последнего игрока нежелательно (по психологическим соображениям).

Игра может быть ограничена по времени. Например, учитель даёт на игру 5 мин, и если по их истечении она не закончилась, то можно объявить победителем участника, у которого осталось меньше всего карт.

Предлагаю набор карт к нескольким темам курса физики (см. электронные приложения). Остальные учитель может придумать сам с учётом возраста и уровня подготовки учащихся. Игру можно легко адаптировать ко многим другим предметам школьного курса.

Постоянный электрический ток, 10-й класс

Красная карта

Назовите условия существования электрического тока.

Ответ.

1) наличие свободных заряженных частиц;

2) наличие электрического поля

Дайте определение силы тока.

Ответ. Сила тока – это отношение заряда, прошедшего по проводнику, ко времени, за которое этот заряд прошёл: I = q/t

Дайте определение напряжения.

Ответ. Напряжение – это отношение работы электрического поля по перемещению заряда к величине самого заряда: U = A/q

 

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Ответ. Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению: I = U/R

Перечислите действия электрического тока.

Ответ.

1) Тепловое (световое);

2) магнитное;

3) химическое

Сформулируйте закон Ома для полной цепи.

Ответ. Сила тока прямо пропорциональна ЭДС и обратно пропорциональна полному сопротивлению цепи: формула1

Запишите закон Джоуля–Ленца, расшифруйте все физические величины.

Ответ. Q = I2Rt.

Q – количество теплоты;

I – сила тока;

R – сопротивление;

t – время

Дайте определение ЭДС (электродвижущей силы).

Ответ. ЭДС равна отношению работы сторонних сил по разделению заряда к величине самого заряда: ЭДС = Aст/q

 

От чего и как зависит сопротивление проводника?

Ответ.

1) От материала, из которого изготовлен проводник;

2) от длины проводника – прямо пропорционально;

3) от площади поперечного сечения – обратно пропорционально: формула2

Сформулируйте правила для тока и напряжения при последовательном соединении проводников.

Ответ.

1) Сила тока во всех участках цепи одинакова.

2) Общее напряжение равно сумме напряжений на различных участках цепи

Сформулируйте правила для тока и напряжения при параллельном соединении проводников.

Ответ.

1) Напряжение на всех ветвях цепи одинаково.

2) Общая сила тока в цепи равна сумме токов в различных ветвях цепи

Сформулируйте правила для сопротивления при последовательном и параллельном соединениях цепи.

Ответ.

  • При последовательном соединении: Rоб = R1 + R2 + ... + Rn;
  • При параллельном соединении: формула3

 

 

Волновая оптика, 11-й класс

Красная карта. Что называют дисперсией?

Ответ. Зависимость показателя преломления от длины волны (или частоты)

Какие волны называют когерентными?

Ответ. 1) монохроматичные (т. е. одинаковой частоты) и 2) с постоянной разностью фаз

Что такое дифракция?

Ответ. Огибание волнами препятствий имеет место, если размер препятствия меньше длины волны

Напишите и сформулируйте условие максимумов интерференции.

Ответ. Разность хода волн равна целому числу длин волн:

d = kλ

Напишите и сформулируйте условие минимумов интерференции.

Ответ. Разность хода равна нечётному числу длин полуволн: формула4

 

Напишите и объясните формулу дифракционной решётки.

Ответ. d sinφ = kλ, где d – период решётки, k – номер дифракционного максимума, λ – длина волны, φ – угол отклонения лучей

На каком явлении основано просветление оптики?

Ответ. На интерференции волн

Для чего используют дифракционную решётку?

Ответ. Для получения спектра и определения длины световой волны

Что такое период дифракционной решётки?

Ответ. d = 1/(число штрихов на единицу длины)

Когда свет можно считать волной, а когда потоком частиц (квантов)?

Ответ. При распространении свет ведёт себя как волна, а при излучении, поглощении и отражении как поток частиц

Что такое световой дуализм?

Ответ. Двойственность света, которая выражается в том, что свет можно считать волной, а можно –  потоком частиц

Назовите цвета спектра в порядке возрастания длины волны, а также длину волны крайних цветов.

Ответ. Фиолетовый (λ = 400 нм), синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный (λ = 760 нм)

 

Геометрическая оптика, 11-й класс

Красная карта. Когда изображение предмета, даваемого собирающей линзой, будет действительным и увеличенным?

Ответ. Когда предмет находится между фокусом и двойным фокусом

Какое свойство имеет луч, идущий параллельно главной оптической оси собирающей линзы?

Ответ. Проходит через фокус

Какие линзы называют собирающими?

Ответ. У которых края тоньше, чем середина

Почему глаз называют оптическим прибором?

Ответ. Хрусталик – это собирающая линза

Какой дефект зрения исправляют очки с оптической силой +4 дптр?

Ответ. Дальнозоркость

Какое изображение даёт рассеивающая линза, если предмет находится в двойном фокусе?

Ответ. Уменьшенное, мнимое, прямое

Какое изображение даёт собирающая линза, если предмет находится в двойном фокусе?

Ответ. Действительное, перевёрнутое, равное предмету

Что такое фокус?

Ответ. Точка, в которой преломляются лучи (или их продолжения), идущие параллельно главной оптической оси

Назовите три характеристики линзы.

Ответ. Фокусное расстояние, оптическая сила, увеличение

Что такое фокусное расстояние?

Ответ. Расстояние от центра линзы до её фокуса

Что такое оптическая сила линзы? В чём она измеряется?

Ответ. Величина, обратная фокусному расстоянию, измеряется в диоптриях (дптр): D = 1/F 

Напишите формулу тонкой собирающей линзы.

Ответ. формула5

 

Елена Борисовна Колпакова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила физический факультет Иркутского государственного университета в 1985 г. Педагогический стаж 24 года. Победитель всероссийского конкурса «Лучшие учителя России-2007» в рамках ПНПО.