Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Физика»Содержание №11/2010

Методические страницы

Л. В. Пигалицын,
< levp@rambler.ru >, www.levpi.narod.ru, МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

«Физика и окружающий мир»

Программа дополнительного образования. Введение в физику и астрофизику. 5–6-й кл.

Пояснительная записка

Разработка данной программы обусловлена отсутствием государственной программы по физике для 5–6-го классов. Программа составлена на основе анализа допущенных МОиН программ по физике для 7–9 классов различных авторов и факультативных курсов и преследовала две основные цели: 1) дать в достаточном объёме познавательный материал, которого вследствие нехватки учебного времени в средней школе явно недостаточно для формирования удовлетворительного научно-технического кругозора учащихся и развития их мышления; 2) способствовать формированию уже к 7-му классу умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.

Программа учитывает возрастные особенности детей, их интерес к предметам физико-математического цикла и представляет собой пропедевтический курс физики, являясь одним из компонентов системы непрерывного физического образования в школе.

 

5-й класс (68 ч, 2 ч/нед.)

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам, от макромира к микромиру. Вместе с тем этот курс не подменяет курс природоведения в 5-м классе, а дополняет и развивает его. Курс включает разделы: «Наша Вселенная», «Наша Солнечная система», «Мы на Земле», «Мы на воде и под водой», «Мы в воздухе», «Мы в космосе».

Содержание курса «Физика и окружающий мир» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы физики. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах природы, о явлениях, происходящих в ней.

Введение (2 ч). Что такое физика и астрономия? Для чего их надо изучать? Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

1. Наша Вселенная (10 ч)

1.1. Ночное небо. Планеты. Звёзды. Звёздная величина. Созвездия. Звёздный атлас Яна Гевелия. Суточное вращение ночного неба.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Небо над нами», видеофильмы, апплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по астрономии.

1.2. Мир звёзд. Многообразие звёзд: одиночные, двойные, кратные, переменные (алголи, цефеиды), новые, сверхновые. Размеры звёзд: карлики, обычные, гиганты, сверхгиганты. Цвет звёзд, температура звезд. Жизнь звезды, чёрные дыры.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Вселенная»,<*>.

1.3. Галактики. Типы галактик. Из чего состоят галактики – звёзды, звёздные скопления, туманности.

1.4. Вселенная. Расширяющаяся Вселенная. Эдвин Хаббл. Большой Взрыв. Простейшие модели Вселенной.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Вселенная»,<*>.

Практические работы. Работа с подвижной картой звёздного неба. Изучение ночного неба визуально и с помощью телескопа, нахождение основных созвездий северного полушария. Построение фигур созвездий по их координатам неба. Изучение звёздного неба и суточного вращения звёзд с помощью компьютерной программы StarCalc.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

2. Наша Солнечная система (10 ч)

2.1. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры.

2.2. Солнце. Строение Солнца. Солнце и жизнь на Земле. А.Л. Чижевский и его исследования влияния солнечной активности на земные процессы.

2.3. Луна. Влияние Луны на Землю. Солнечные и лунные затмения.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Наша Солнечная система»,<*>.

Практические работы. Наблюдение Венеры и Марса визуально и с помощью телескопа. Опыты по наблюдению тени и полутени. Изучение движения планет с помощью компьютерной программы StarCalc.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

3. Мы на Земле (12 ч)

3.1. Поверхность Земли. Равнины, горы, леса, пустыни. Тектонические процессы на Земле – извержения вулканов, землетрясения и их последствия. Борьба против загрязнения Земли.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Земля»,<*>.

3.2. Строение вещества. Наше окружение – земля, вода, воздух. Вещество. Представление древних о строении вещества. Молекулы и атомы. Строение атома: ядро, электроны. Дж.-Дж. Томсон, Э. Резерфорд. Взаимодействие молекул. Три состояния вещества – твёрдое, жидкое и газообразное. Строение, форма, объём.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Строение вещества», <*>.

Практические работы. Изготовление моделей молекул различных веществ.

Решение качественных и вычислительных задач.

3.3. Основные физические параметры вещества. Объём. Единицы объёма. Измерение объёмов твёрдых тел, жидкостей и газов. Масса. Единицы массы. Измерение массы тел. Плотность. Формула для расчёта плотности вещества. Единицы плотности. Сравнение плотности различных веществ.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Объём, масса, плотность»,<*>.

Практические работы. Мензурка. Цена деления мензурки. Определение объёма жидкости и твёрдых тел неправильной формы с помощью мензурки. Весы с разновесами. Правила взвешивания. Определение массы тел взвешиванием.

Решение качественных и вычислительных задач. Расчёт плотности, массы и объёма тел по формуле плотности.

3.4. Взаимодействие тел. Сила. Определение силы. Скалярные и векторные величины. Сила – вектор. Единица силы – ньютон. Изображение силы на чертежах (точка приложения, направление, величина). Измерение сил. Динамометры. Силы природы. Сила тяжести. Формула силы тяжести. Сила давления. Вес тела. Сила упругости. Сила реакции опоры.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Взаимодействие тел»,<*>.

Практические работы. Изучение динамометров. Измерение силы тяжести и веса тел. Измерение силы упругости, возникающей при растяжении пружины. Определение собственного веса с помощью напольных весов. Определение максимальной силы, которую может развить кисть руки, с помощью кистевого динамометра.

Решение качественных и вычислительных задач. Расчёт силы тяжести, массы и веса тела.

3.5. Давление. Определение давления. Формула давления. Единицы давления (Па, кПа). Давление в природе и технике.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Давление»,<*>.

Практические работы. Экспериментальное определение давления своего тела на пол.

Решение качественных и вычислительных задач. Расчёт давления твёрдых тел на опору.

 

4. Мы на воде и под водой (12 ч)

4.1. Вода на Земле. Океаны, моря, озёра, реки. Роль воды в жизни людей, животных и растений. Свойства воды. Борьба против загрязнения воды.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Вода – основа жизни на Земле»,<*> .

Практические работы. Исследование свойств воды. Очищение загрязнённой воды от примесей. Разработка проектов очищения воды в реках и озёрах.

4.2. Исследование морских глубин. Давление жидкости. Расчёт давления жидкости на дно сосуда. Зависимость давления жидкости от высоты столба жидкости. Опыты Паскаля. Закон Паскаля для жидкостей. Исследование человеком морских глубин. Маски и ласты. Акваланги. Воздушный колокол. Водолазные костюмы (мягкие и жёсткие). Батисферы. Батискафы. Глубоководные аппараты «Мир». Исследования Ж. Пикара и И. Кусто.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Исследование морских глубин»,<*>.

Практические работы. Опыты по исследованию давлению жидкости на дно сосуда. Опыт с шаром Паскаля. Разработка проекта города под водой.

Решение качественных и вычислительных задач. Расчёт давления на дно и стенки сосуда.

4.3. Плавание тел. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Плавание судов. Ватерлиния. Речные суда, морские корабли, лодки, яхты, катамараны, водные велосипеды и мотоциклы, скутеры, суда на воздушной подушке. Как плавают речные и морские обитатели? Подводные лодки.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Плавание тел»,<*> .

Практические работы. Опыты по измерению силы Архимеда и исследованию плавания тел. Картезианский водолаз.

Решение качественных и вычислительных задач. Расчёт на закон Архимеда.

 

5. Мы в воздушном океане (10 ч)

5.1. Атмосфера. Определение атмосферы. Химический состав атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Роль воздуха в жизни людей, животных и растений. Лес – лёгкие планеты. Борьба против загрязнения атмосферы.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Атмосфера»,<*>.

5.2. Атмосферное давление. Опыты Торричелли. Измерение атмосферного давления. Барометр. Изменение атмосферного давления с высотой. Опыты Паскаля. Закон Паскаля для газов. Исследование человеком воздушного океана. Закон Архимеда для газов. История воздухоплавания. Воздушные шары – монгольфьеры и шарльеры. Аэростаты, дирижабли, стратостаты. Применение воздухоплавательных аппаратов для исследования планет Солнечной системы, имеющих атмосферу.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Исследование воздушного океана»,<*>.

Практические работы. Изготовление и запуск теплового воздушного шара.

Решение качественных и вычислительных задач. Задачи на закон Архимеда для газов.

 

6. Мы в космосе (10 ч)

6.1. Физические основы полёта в космос. Гора Ньютона. Космические скорости. Реактивное движение. История космонавтики. Н. Кибальчич, К.  Циолковский, Ф. Цандер, С. Королёв.

Демонстрации. Компьютерная презентация «История космонавтики»,<*> .

Практические работы. Опыты по демонстрации реактивного движения.

6.2. Космическая техника. Космические ракеты, спутники, космические лаборатории, космические корабли, орбитальные станции. Космические миссии к другим планетам Солнечной системы.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Космическая техника»,<*> .

 

7. Физика и астрономия в нашей жизни (заключительное занятие, 2 ч)

Значение физики и астрономии для практической деятельности людей. Физика – основа техники. Роль знаний из области физики в повседневной жизни человека. Физика и охрана окружающей среды.

Учащиеся должны знать: • области, изучаемые физикой, астрономией, практическое значение этих наук • строение Вселенной и Солнечной системы • физические явления, происходящие на Земле

• строение молекул и атомов • основные физические величины: объём, масса, плотность • что такое сила, силы природы – тяжести, упругости, давления • что такое давление, от чего зависит давление твёрдых тел, жидкостей и газов • закон Архимеда • физические принципы плавания тел, плавание судов • как и с помощью чего исследуют подводный мир • строение атмосферы • физические принципы воздухоплавания • историю воздухоплавания • физические принципы космических полётов • историю космонавтики • основы экологии, защиту окружающей среды, основные способы охраны живой природы.

Учащиеся должны уметь: • выполнять простейшие астрономические наблюдения ночного неба

• находить на небе созвездия, наиболее яркие звёзды, планеты Венеру и Марс • пользоваться телескопом для наблюдения звёзд, Луны и Солнца • работать с подвижной картой звёздного неба • пользоваться компьютерной программы StarCalc • производить измерения с помощью мензурки, весов, динамометров • измерять силу Архимеда и исследовать условия плавания тел • измерять атмосферное давление • объяснить принципы реактивного движения.

 

6-й класс (68 ч, 2 ч/нед.)

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру. Вместе с тем этот курс не подменяет курс природоведения в 6-м классе, а дополняет и развивает его. Курс включает разделы: «Из чего всё состоит?», «Тепловые фантазии», «Волны большие и маленькие», «Загадки звука», «Кошки, искры и молнии», «Электричество в нашем доме», «Почему магнит есть магнит?», «Волны в эфире», «Свет мой, зеркальце! скажи…»

В дополнение большую эмоциональную активность учащихся могут вызвать открытые заседания секций физики и астрофизики Клуба юных физиков. Кроме того, учащиеся могут принимать участие в непрерывных олимпиадах по физике и астрономии. Мы считаем, что развитое полноценное научное мировоззрение учащийся может получить, только имея систематические знания по физике, которые он должен освоить на протяжении нескольких лет изучения физики в школе, начиная с 5-го класса.

1. Из чего все состоит? (8 ч)

1.1. Ох, уж эти молекулы! Что такое молекула? Определение размеров и массы молекул. Из чего состоит молекула? Атомы. Из чего состоят атомы? Из элементарных частиц. Из чего состоят элементарные частицы? Из кварков. Из чего состоят кварки?

1.2. Откуда всё взялось? Большой Взрыв. Этапы Большого Взрыва. Образование элементарных частиц, вещества.

1.3. Земля, вода, воздух и огонь. Твёрдое состояние вещества. Кристаллы. Строение кристаллов. Размеры кристаллов. Свойства кристаллов. Применение кристаллов. Аморфные тела. Жидкое состояние вещества. Собственная форма жидкости. Поверхностное натяжение. Бездонный бокал. Вода в решете. Мыльные пузыри. Жук-плавунец. Водомерки. Капилляры. Газообразное состояние вещества. Свойства газов. Инверсионный след самолёта. Суда на воздушной подушке. Плазма. Что такое плазма? Холодная плазма. Горячая плазма. Применение плазмы. Сверхплотное состояние вещества. Что это такое? Как получить сверхплотное состояние вещества? Свойства сверхплотного состояния вещества.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Строение вещества»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Выращивание кристаллов. Наблюдение свойств кристаллов исландского шпата и турмалина. Наблюдение поверхностного натяжения и капиллярных явлений. Наблюдение свечения неоновой лампы и цифровых индикаторов.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

2. Тепловые фантазии (8 ч)

2.1. Температура. Измерение температуры. Температурные шкалы: Реомюра, Фаренгейта, Цельсия, Кельвина. Термометры: жидкостные, газовые, биметаллические, электрические. Температура в космосе.

2.2. Источники тепла. Виды теплопередачи. Несгораемая бумага. Бумажная кастрюля. Алюминиевая фольга для хранения пищи. Холодильник «охлаждает» комнату. Чёрные формы для пирогов. Чугунные сковородки. Как остудить кофе. Под снежным одеялом. Иглу. Перемешиваем воздух (конвекция). Огурчик в парнике (парниковый эффект). Адиабатические процессы. Хождение по огню! Одежда лётчиков и космонавтов. Одежда марсопроходцев.

2.3. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Расширение твёрдых тел и его применение. Расширение жидкостей и его применение. Расширение газов и его применение. Тепло работает. Шар Герона. Паровые машины: Ньюкомен, Севери, Ползунов, Уатт. Паровой автомобиль Ньютона. Самовар на колёсах. Паровоз. Пароход. Двигатели внутреннего сгорания. История автомобиля.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Тепловые явления»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Опыты по наблюдению явлений теплопередачи. Опыты по наблюдению теплового расширения твёрдых, жидких и газообразных тел. Изучение устройства паровой машины, паровой турбины и двигателя внутреннего сгорания. Изготовление моделей тепловых двигателей.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

3. Волны большие и маленькие (6 ч)

Механические колебания. Механические волны. Типы волн. Образование волн. Свойства волн. Регистрация волн. Сейсмографы. Торнадо. Смерч в бутылке минеральной воды. Барашки. Волны-гиганты. Приливы и отливы. Фокусы с колечками дыма.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Механические волны»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Моделирование поперечных и продольных механических волн. Изготовление генератора дымовых колец.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

4. Загадки звука (8 ч)

4.1. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона.

4.2. Источники звука. Жужжание пчелы и писк комара. Чем поют птицы? Чем стрекочет кузнечик? Что такое шёпот? Журчащий ручей. Шумящие водопроводные трубы. Почему снег скрипит под ногами? Почему мел скрипит? Скрипит скрипка. Смычок. Поющий бокал. Поющие провода. Свист губами. Поющий песок. Ревущие дюны. Барабанный телеграф.

4.3. Распространение звука. Как распространяется звук? Распространение звука в твёрдых телах, жидкостях и газах. Иван-царевич и партизаны. Ухом к земле. Верёвочный телефон (сделать!). Звуки на Луне? Тишина после снегопада.

4.4. Приёмники звука. Ухо. Как мы слышим? Л. ван Бетховен. Зачем человеку два уха? Микрофон.

4.5. Отражение звука. Эхо. Многократное эхо. Звуковые зеркала. Звук в театральном зале. Галерея шёпотов. Мост эха. Рупор. Мегафон. Акустика помещения. Пение в ванной комнате. Шум моря в раковине.

4.6. Звуковой резонанс. Физика музыкальных инструментов. Тембр звука. Физика и музыка. Почему разные музыкальные инструменты звучат по разному? Тембр голоса и гелий. Голос разбивает бокалы. Загадки звучащего металла (колокола). Тайна органа.

4.7. Запись звука. Фонограф. Граммофон. Патефон. Звук в кино. Магнитофон. Компакт-диск. Собственный голос в записи.

4.8. Инфразвук и ультразвук. Что такое инфразвук и способы его получения. Действия инфразвука на живые организмы. Ухо медузы. Инфразвук. Почему православные и индийские храмы, католические костёлы, японские пагоды имеют большие размеры? Загадки больших инструментов – органа, Царь-колокола… Инфразвук – тень цивилизации. Что такое ультразвук и способы его получения. Действия ультразвука на живые организмы. Летучая мышь. Дельфины. Стиральная машина Леонардо да Винчи. Щёлканье бича.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Звуковые волны»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Изучение устройства и принципа действия источников и приёмников звука – громкоговорителя, телефона, микрофона и т. д. Изготовление и испытание верёвочного телефона.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

5. Кошки, искры и молнии (6 ч)

Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Электростатическая левитация. Электролеты. Электрические рыбы. Атмосферное электричество. Яркий свет и страшный грохот (молния и гром). Типы молний. Шаровая молния. Молниеотвод. Сколько стоит молния? Коронный разряд. Огни святого Эльма.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Электрические явления»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Наблюдение электризации тел. Наблюдение взаимодействия электрических зарядов. Занимательные опыты по электростатике.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

6. Электричество в нашем доме (8 ч)

6.1. Что такое электрический ток? Источники электрического тока. Проводники электрического тока. Сопротивление проводников. Напряжение, сила тока и их измерение.

6.2. Простейшие электрические цепи.

6.3. Тепловое действие электрического тока. Электрическая лампа. Электрический утюг. Электрический паяльник. Электрический чайник.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Электрический ток»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Занимательные опыты с электричеством . Сборка простейших электрических цепей. Изучение устройства и практические работы по сборке электрического патрона для лампы, вилки, розетки, выключателя, предохранителя. Работа с компьютерными физическими конструкторами Сборка, WorkBench.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

7. Почему магнит есть магнит? (8 ч)

7.1. Магнитное поле. Магнитные линии. Постоянные магниты. Сколько полюсов у магнита? Может ли быть магнит с одним полюсом? с тремя полюсами? Магнитная левитация. Гроб Магомета. Электромагнитное парение. Магнитный вечный двигатель. Полярное сияние.

7.2. Электромагниты. Электрозвонок. Телефон. Электромагнитное реле.

7.3. Действие магнитного поля на ток. Электромотор. Пылесос. Стиральная машина. Холодильник. Фен.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Магнитные явления»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Опыты с магнитами. Опыты с электромагнитами. Сборка и испытание электродвигателя. Производим электрическую энергию.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

8. Волны в эфире (6 ч)

Что такое радиоволны? Изобретение радио А.С. Поповым. Радио – это очень просто! Радиовещание. Радиоприёмник. Телевидение – это тоже просто! Телевещание. Телевизор. Спутниковая связь. Сотовая связь. Сотовый телефон.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Радиоволны»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Изучение распространения и приема электромагнитных волн.

Решение качественных и вычислительных задач.

 

9. «Свет мой, зеркальце! скажи…» (12 ч)

9.1. Что такое свет? Источники света. Прямолинейное распространение света. Светлячки. Оптическая дырочка. Ящик с дырочкой (камера-обскура). Тени и полутени. Теневые портреты. Солнечные и лунные затмения. Лучи Будды. Оптические иллюзии.

9.2. Отражение света. Проявление отражения света в природе и применение в науке, технике и в быту. Кошачьи глаза в темноте. Рассеянное и зеркальное отражение света. Плоское зеркало. Пятикратная фотография. Живые портреты. Отражатели на велосипеде (катафоты). Уголковые отражатели. Лучи смерти (Архимед). Калейдоскоп. Дворцы иллюзий и миражей. Человек-невидимка. Шапка-невидимка. Сферические зеркала. Комната смеха. Театр кривых зеркал.

9.3. Явление преломление света. Преломление света в твёрдых телах, жидкостях и газах. Прохождение света через стекло. Сломанная ложка. Лучи света в земной атмосфере. Ложные Солнца. Миражи. Фата-моргана.

9.4. Оптические приборы. Зажигательное стекло. Линзы. Изображения в линзах. Глаз – оптический прибор. Дальнозоркость и близорукость.. Зрение одним глазом, двумя глазами, тремя глазами … Два конца, два кольца … (очки). Гигиена зрения. Глаза братьев наших меньших … Светопись. Фотоаппарат. Дальновидение. Бинокли. Подзорные трубы. Телескопы: рефлекторы и рефракторы. Жидкий телескопы.

9.5. Разложение света. Радуга. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Почему красный платок красного цвета? Цвета тел. Почему небо голубое? Перламутровые облака. Серебристые облака. Одежда белая, одежда чёрная… Цветные стёклышки. Как узнают, из чего состоят звёзды? Цветомузыка на дискотеке. Симфоническая поэма «Прометей» А.Н. Скрябина.

9.6. Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Из чего состоит солнечный свет? Инфракрасные лучи и их свойства. Тепловые лучи. Лучи холода. Как можно видеть в темноте? Как вы управляете телевизором? Ультрафиолетовые лучи и их свойства. Светозащитные очки. Что такое загар? Рентгеновские лучи. Таинственные Х-лучи.

Демонстрации.Компьютерная презентация «Свет в природе»,<*>, занимательные опыты.

Практические работы. Делаем солнечные часы. Изучение отражения света от плоских и сферических зеркал. Изготовление калейдоскопа. Изучение преломления света с помощью плоскопараллельной пластинки, призмы и линз. Практические забавы со светом . Изготовление моделей телескопов Г. Галилея и И. Ньютона. Получение радуги.

Решение качественных и вычислительных задач.

Учащиеся должны знать: • Строение молекул и атомов, различные состояния вещества – их свойства и применение • Основные тепловые явления. Виды теплопередачи. Тепловое расширение тел. Что такое тепловой двигатель. Типы тепловых двигателей. • Что такое волны? Поперечные и продольные волны. Как регистрируют волны • Природа звука. Источники и приёмники звука. Роль звука в жизни человека и животных. Инфразвук и ультразвук. Как записать звук? • Два вида электрических зарядов. Электризация тел. Происхождение молнии и грома. Как защититься от молнии? • Что такое электрический ток? Простейшие электрические цепи. Тепловое действие тока и его применение в бытовых электроприборах. • Что такое радио и телевидение? Как осуществляется радиосвязь? • Природа света. Отражение и преломление света. Миражи. Оптические приборы. Органы зрения человека и животных. Основы гигиены зрения. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.

Учащиеся должны уметь: • объяснить внутреннее строение твёрдых, жидких и газообразных тел • объяснить внутреннее строение молекул, атомов и атомных ядер • вырастить кристалл медного купороса или поваренной соли • привести примеры различных видов теплопередачи • объяснить принцип действия паровой машины и двигателя внутреннего сгорания • объяснить, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты • объяснить принципы записи и воспроизведения звука • наэлектризовать различные тела и продемонстрировать взаимодействие электрических зарядов • защититься от молнии в полевых условиях • собирать простейшие электрические цепи • устранять неисправности в вилке, выключателе и патроне настольной лампы, соблюдая при этом правила техники безопасности • пользоваться компьютерными программами Сборка, WorkBench • пользоваться оптическими приборами • пользоваться компьютерной программой Оптический конструктор.

 

Литература для учащихся

  1. Физика: энцикл. для детей: в 2-х ч. М.: Аванта+, 2000.
  2. Астрономия: энцикл. для детей. М.: Аванта+, 1997.
  3. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2002.
  4. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2002.
  5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7–9 кл. М.: Просвещение, 2002.
  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6–7 классах. М.: Просвещение, 1976.
  7. Остер Г. Физика. М.: Росмэн, 1997.
  8. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1971. Кн. 1, 2.

 

Литература для учителя

  1. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 5–6 кл. [Электронный ресурс] 1 эл.-опт. диск. Издатель «Кирилл и Мефодий», 1999.
  2. Открытая физика. Версия 2.6 [Электронный ресурс] 1 эл.-опт. диск. Издатель ООО «Физикон», 2005.
  3. Дракоша и занимательная физика [Электронный ресурс] 1 эл.-опт. диск. Издатель «Медиа», 2000.
  4. Уокер Дж. Физический фейерверк / Пер. с англ. М.: Мир, 1989.
  5. Смирнов А.П., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок. Физические задачи с лирическими условиями. М.: Кругозор, 1994.
  6. Леонович А.А. Физический калейдоскоп. М.: Бюро Квантум, 1994.
  7. Лукашик В.И. Физическая олимпиада. М.: Просвещение, 1976.
  8. Усольцев А.П. Задачи по физике на основании литературных сюжетов. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
  9. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М: Просвещение. 1997.
  10. Гальперштейн Л. Занимательная физика. М.: Росмэн, 1998.
  11. Умники: интерактивная физич. энцикл. для 5–8 кл. [Электронный ресурс] 1 эл.-опт. диск. Издатель «Руссобит-М», 2004.
  12. Сборка: электронный конструктор. [Электронный ресурс]. URL: http://shadrinsk.zaural.ru
  13. Начала электроники: электронный конструктор. [Электронный ресурс]. URL: http://electronika.newmail.ru
  14. Lens2.exe: оптич. конструктор. Образовательный сервер «ОПТИКА». [Электронный ресурс]. URL: http://optics.ifmo.ru
  15. Конструктор виртуальных экспериментов. Физика [Электронный ресурс]. 1 эл.-опт. Издатель ЗАО «Новый диск», 2007.
  16. Космос: астрономич. энцикл. [Электронный ресурс] Издатель «DK Multimedia Inc», 1995.
  17. Невооружённым взглядом: астрономич. энцикл. [Электронный ресурс]. Издатель «Азия», 2000.
  18. Энциклопедия Солнечной системы. [Электронный ресурс]. Издатель «Восьмое небо», 1999.
  19. Компьютерный планетарий StarCalc. [Электронный ресурс]. URL: http://www.m31.spb.ru

рис.1К этому надо добавить видеофильмы, видеофайлы, анимационные ролики, апплеты по физике и астрономии, которые можно найти в Интернете и скачать. Накопленный за много лет иллюстративный материал у меня записан на дисках. Конечно, качество записи разное, но чаще бывает важнее сам информационный ряд, а на шумы просто не обращаешь внимания. Практически к каждому уроку у меня есть набор картинок в определённой последовательности, которые можно просматривать, например, в АCDSee, – это выглядит, как презентация. Я делаю это практически на каждом урок, оперативно вставляя новую информацию. В последний год у нас в школе появилось спутниковое ТВ. И я записываю образовательные передачи типа «Галилео», где рассказывают об интересных вещах из разных областей знаний, на диски. Справа приведён вид одного моего диска. В каждой передаче есть физические эксперименты, и я показываю их в записи на уроках.

Школьные непрерывные олимпиады

Олимпиадное движение по физике и астрономии охватывает всё больше школьников на всей нашей планете. Об этом говорит хотя бы тот факт, что летом 2002 г. в Международной физической олимпиаде, которая проходила в Индонезии, приняли участие 70 стран. В связи с этим необходимо более серьёзно относиться к подготовке талантливых учащихся к олимпиадам самого различного ранга. Я считаю, что каждый ученик должен попробовать свои силы в решении олимпиадных задач.

В нашей школе в течение многих лет проводятся непрерывные заочные и очные олимпиады по физике и астрономии. 1 сентября в кабинете физики вывешиваются задания НФО-1 (Непрерывной физической олимпиады-1), которые необходимо сделать за 2 недели. 15 сентября вывешиваются задания НАО-1 (Непрерывной астрономической олимпиады-1). Потом через каждые две недели идут олимпиады НФО-2, НАО-2, и т. д.

Уровень сложности олимпиадных задач постепенно увеличивается. Например, в НФО-1, НАО-1 включаются задачи уровня школьной олимпиады, в НФО-2 и НАО-2 – уровня городской, в НФО-3, НАО-3 – уровня областной, региональной, российской и международной олимпиад.

Для проведения олимпиад создаётся школьное жюри, вернее, несколько жюри по предметам и классам. Генеральным председателем жюри является учитель физики, он же проверяет и оценивает решения олимпиадных задач по физике и астрономии учащихся 11-го класса. Председателем и членами жюри по 10-м классам являются ученики-олимпиадники из 11-го класса, по 9-м классам – ученики-олимпиадники из 10-го класса, по 7–8-м классам – ученики-олимпиадники из 9-го класса.

Результаты проверки олимпиадных работ вывешиваются в кабинете физики, и все желающие приглашаются на разбор решений задач и апелляций.

Задачи, предлагаемые на олимпиады, оцениваются в зависимости от сложности от 2 до 5 баллов. Если ученик набирает 2/3 от максимального количества баллов, то получает оценку «5», если 80% – две «5», если 90% – три «5».

До проведения официальной школьной олимпиады, которую даёт гороно, непрерывные олимпиады представляют из себя набор задач по разным темам курса физики и астрономии, т. к. в это время учащиеся готовятся к городским и областным олимпиадам. После этого непрерывные олимпиады становятся тематическими, т. е. в них включаются задачи по изучаемым темам по физике. Непрерывные астрономические олимпиады включают в себя задачи и по космической физике.

Более подробно о непрерывных олимпиадах можно прочитать в моей статье «Непрерывные олимпиады по физике и астрономии в газете «Физика-ПС» № 33/2004.

НАО. 5-й класс

  1. Будет ли на Земле смена дня и ночи, если она перестанет вращаться вокруг своей оси? 4 балла.
  2. В романе Ф. Панфёрова «Во имя молодого» есть фраза: «Затем были запущены ракеты в сторону Луны и заснята её обратная, в вечном мраке, сторона, что вызвало во всех странах непревзойдённый восторг». Есть ли неточности в тексте? 3 балла.
  3. Почему по мере подъёма звёзды над горизонтом она становится ярче? 3 балла.
  4. Можно ли, находясь на Луне, наблюдать метеоры, полярные сияния, сумерки, утренние и вечерние зори? 5 баллов.

 

  1. Почему происходят восходы и заходы Солнца и звёзд? 4 балла.
  2. Почему происходят солнечные и лунные затмения? Какое затмение продолжается дольше – солнечное или лунное? 4 балла.
  3. Сколько времени идёт свет до тебя от настольной лампы? от Луны? от Солнца ? 4 балла.
  4. Почему мы видим только одну сторону Луны? 4 балла.
  5. Какие планеты могут быть видны рядом с Луной во время полнолуния? 4 балла.

 

  1. Объясните, почему, наблюдая звезды, мы видим Вселенную такой, какой она была много лет назад? 3 балла.
  2. Почему видимое движение звёзд по небу в течение ночи происходит по дугам? 3 балла.
  3. Почему в разное время года на небе появляются разные созвездия? 3 балла.
  4. В каком месте Земли вы должны находиться, чтобы Солнце точно проходило через точку зенита в день весеннего равноденствия? в день летнего солнцестояния? в день зимнего солнцестояния? 6 баллов.

НФО. 5-й класс

  1. У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как определить примерную площадь поперечного сечения проволоки? 5 баллов.
  2. За сутки бамбук вырастает на 86,4 см. На сколько он вырастает за секунду? 3 балла.
  3. Какую площадь поверхности воды займёт, разлившись, нефть объёмом 1 м3 при толщине слоя 1/40 000 мм? 3 балла.
  4. Какой длины получился бы ряд из плотно уложенных друг к другу своими гранями кубиков объёмом 1 мм3 каждый, взятых в таком количестве, сколько содержится их в 1 м3? 5 баллов.
  5. У вас есть кастрюля ёмкостью 2 л, ведро с водой и чайник, в который необходимо как можно точнее отлить из ведра 1 л воды. Как это сделать? 5 баллов.

 

  1. Сосуд в форме куба с ребром а = 36 см заполнен водой и керосином. Масса воды равна массе керосина. Определите давление жидкостей на дно сосуда. 5 баллов.
  2. В сосуде плавает шар, наполовину погрузившись в воду. Изменится ли глубина погружения шара, если этот сосуд с шаром перенести на планету, где сила тяжести в два раза больше, чем на Земле? 5 баллов.
  3. В сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? 4 балла.
  4. Динамометр показывает, что мраморный шарик, подвешенный к нему на тонкой нити, весит 1,62 Н. Что будет показывать динамометр, если шарик наполовину погрузить в воду? 4 балла.
  5. Цинковый шар весит 3,6 Н, а при погружении в воду 2,8 Н. Сплошной этот шар или имеет внутри полость? 5 баллов.

НФО. 6-й класс

  1. Электроскоп с разведёнными листочками стоит на изолирующей подставке. Когда мальчик дотронулся до шарика электроскопа пальцем, листочки опали. Однако, когда он отстранил руку, листочки разошлись. Объясните явление. 5 баллов.
  2. Как выполнить проводку, чтобы одним звонком можно было пользоваться из двух мест? 3 балла.
  3. Как осветить ёлку 6-вольтовыми лампами, если напряжение в сети 220 В? 3 балла.
  4. Как узнать, намагничена ли пилка от лобзика? Предложите самый простой способ. 4 балла.
  5. В Средние века существовало поверье, что сила магнита ослабляется от запаха чеснока, и некоторые часовщики, чтобы размагнитить случайно намагниченную часовую пружину, варили её в настое чеснока, причём действительно получалось ослабление магнетизма. Почему? 5 баллов.


<*> – видеофильмы, апплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий. – Ред.

TopList