Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2010

Учебные занятия

М. А. Вискова,
< wma_8801@mail.ru >, МОУ СОШ № 37, г. Оренбург

Здравствуй, ФИЗИКА!

рис.1

Знайка – Лиза Крылова, Всезнайка – Лена Егорова

Цель мероприятия: познакомить учащихся начальных классов с физикой.

Форма проведения: игровая.

Действующие лица: учитель физики, учащиеся 10-го класса – Знайка и Всезнайка.

Оборудование: лабораторное оборудование, раздаточный материал для игр, презентация «Физика – это…».

Оформление кабинета физики: портреты и плакаты с высказываниями учёных, тематические папки, работы учащихся.

Ход мероприятия

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы совершим необычное путешествие к далёкой планете под названием Физика. Сейчас я введу её координаты в наш бортовой компьютер.

Приготовились! Просьба не вставать со своих мест – мы отправляемся в полёт! (Демонстрация запуска ракеты под музыкальное сопровождение с показом слайдов 1–7.) Внимание, ребята! Мы приземляемся! Посмотрите в иллюминаторы (демонстрация слайдов 8–10 с изображением знакомых пейзажей, школы, участников мероприятия). Но что это? Вам эти виды ничего не напоминают? Какие знакомые лица! Как же так получилось? Может быть, наш бортовой компьютер не в порядке?

Знайка. Нет, с вашим компьютером всё в порядке.

Всезнайка. Ведь для того, чтобы познакомиться с физикой, совершенно не обязательно улетать далеко.

Знайка. Трудно было человеку
Миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса.
Он всего-всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье, –
Трудно было ему жить.
И решил он: что ж бояться?
Лучше просто всё узнать,
Самому во всё вмешаться,
Людям правду рассказать.
О природе он науку
Кратко физикой назвал,
Объяснил он все явленья
И все тайны распознал!

Учитель. Так что же это получается, ребята? Где же прячется от нас физика? Может, вы, с ней встречались? Нет? А я думаю, да! Только вы её не узнали. Не верите? А давайте спросим у наших помощников! (Знайка шумит, стучит, поёт.) Что это ты расшумелся? Я, кажется, просила тебя помочь?

рис.2 Знайка. А я и помогаю. Всё, что я сейчас делаю, в физике называется звуком. В физической лаборатории даже есть специальный прибор для получения звука. Он сейчас находится на столе, среди других физических приборов. Попробуйте его угадать!

(Ученики предлагают свои варианты.)

Всезнайка. Правильно! А вы знаете, как он называется? (Ученики затрудняются.)

Знайка. Камертон! Кто желает получить звук, используя камертон? (Желающие ударяют по камертону.)

Всезнайка. А теперь посмотрите сюда.

 

Демонстрация. Бусинка подвешена на нити и почти касается камертона. При ударе молоточком по камертону бусинка отклоняется.

 

Знайка. Сейчас мы будем загадывать вам загадки про различные физические приборы, а вы попробуйте их отгадать и показать прибор, о котором идёт речь. За каждый правильный ответ вы получите звёздочку. Кто больше звёздочек соберёт, тот и выиграет. Согласны?

Всезнайка. Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы.)

Знайка. На ладонь он ляжет весь.//Не часы, а стрелка есть.//Он в дороге пригодится,//С ним нигде не заблудиться. (Компас.)

Всезнайка. Я под мышкой посижу,//И что делать укажу://Или разрешу гулять,//Или уложу в кровать. (Термометр.)

Учитель. Это всё интересно. Неужели это и вся физика?

Знайка. А вот и нет! Ребята, вы знаете, какую форму имеет наша Земля? (Ребята: «Шар».) Правильно.

Всезнайка. Ребята, помогите разместить человечков на рисунке. (На плакате – Земля. Ребята прикрепляют 5–6 человечков по окружности.)

Учитель. Посмотрите, что у нас получилось. Если представить, что этот круг – наша Земля, а человечки – это люди, которые на ней обитают, то на Земле есть места, где люди ходят вниз головой, сами того не замечая? Почему же они не падают? Может, у них подошвы ботинок смазаны клеем? (Ответы ребят.)

Знайка. А теперь послушайте правильный ответ. Все тела не падают с Земли потому, что она притягивает их к себе с силой, называемой силой тяготения.

Всезнайка. По той же причине все тела, поднятые над поверхностью Земли, падают на неё, если их отпустить. (Демонстрация падения различных тел – мяча, листка и т. д.)

Учитель. Что-то я вас не пойму. Вы сказали «тела», а сами бросали мяч, листок...

Знайка. В физике телами называют различные предметы. Например, стол, стул и т. д.

Учитель. Ребята, приведите свои примеры тел. (Ответы ребят.) Молодцы. У меня к вам ещё такой вопрос: почему мяч отскакивает от пола? (Ответы ребят.)

Всезнайка. Это объясняется действием другой силы. Называется эта сила в физике силой упругости.

Знайка. И вы все, ребята, встречались с ней.

 

Демонстрация. Колебания груза на пружине, колебания маятника.

 

Учитель. Ребята, давайте узнаем у наших помощников, как называют себя люди, которые изучают физику?

Всезнайка. Как и любую науку, физику изучают учёные.

Знайка. А как предмет школьной программы физику изучают школьники, начиная с 7-го класса.

Всезнайка. Физики, чтобы лучше понимать, друг друга, пользуются физическими символами.

Знайка. Я сейчас прочитаю одну из задач в вашем учебнике математики.

Всезнайка. А я запишу её на доске, как настоящий физик.

Знайка. Автомобиль проехал 180 км за 2 ч. Какова скорость автомобиля?

Всезнайка (делает записи на доске).

рис.3

Кто выйдет к доске и запишет решение?

(Дети решают задачу, как на уроке математики: υ = 180 : 2 = 90 (км/ч), – и получают ответ: скорость автомобиля 90 км/ч. Тот, кто записывал на доске решение, получает звёздочку.)

Учитель. Получается, что вы, ребята, уже давно знакомы с физикой.

Знайка. А ещё физики знают, как работают всевозможные устройства. Например, телевизор, компьютер, автомобиль...

Всезнайка. Я приглашаю ребят поиграть: надо из двух частей сложить слово. (Приглашаются трое учеников; каждый получает комплект карточек, раскладывает их на столе. Карточка, на которой часть слова написана с заглавной буквы, является началом слова, другие карточки – продолжение. Задача: сложить как можно больше слов за заданное время. Победитель получает звёздочку. Слова: телескоп, теплоизоляция, огнетушитель, радиосвязь, космодром, моховик, мотодром, манометр, автомобиль, батискаф, водопровод, паровоз, самолёт, молоток, вездеход, термометр. Лучше делать комплекты на бумаге разного цвета, тогда их легко сортировать во время и после мероприятия.)

Знайка. А ещё, ребята, физики знают, как устроены ваши игрушки!

Всезнайка. Мы предлагаем сейчас простую игру. Для неё нам понадобятся магниты!

рис.4 Знайка. Возьмите магниты и попробуйте их приблизить друг к другу. Что вы чувствуете? Магниты могут притягиваться друг к другу и отталкиваться друг от друга. Вот это их свойство мы и используем.

Всезнайка. Условия игры простые. Помогите божьим коровкам добраться от старта по тропинке до финиша. (Приглашаются два участника, им выдаются одинаковые игровые поля, «божьи коровки» – магнитики – и магниты для управления их движением. Сначала предлагают попробовать, затем дают сигнал для начала игры. Можно повторять ещё раз с другими участниками – все победители получают по звёздочке.)

Учитель. Дорогие ребята! Я и мои помощники рассказали вам об удивительной науке физике. Давайте подведём итог. Подсчитаем, кто из вас получил больше звёздочек.

(Ребята и помощники под песню «Дорогою добра» подсчитывают звёздочки. Всезнайка оглашает результаты. Троим победителям вручают значки «ВСЕЗНАЙКИ», остальным – значки «ЗНАЙКИ».)

Знайка. Всё известно вокруг, тем не менее
На Земле ещё много того,
Что достойно, поверь, удивления
И твоего, и моего.
Удивляйся росе, удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому, чему люди порой
Удивляться уже перестали.

Учитель. Наше знакомство с физикой на сегодня подошло к концу, и я хочу вам пожелать:

Ума – чтобы учиться,
Усидчивости – чтобы научиться
Решать, считать, и думать, и мечтать,
И на вопросы отвечать.

(Демонстрация слайдов 11–23.)

Фото присланы автором

 

ВисковаМарина Анатольевна Вискова – учитель физики, окончила Оренбургский ГПИ им. В.П. Чкалова в 1990 г. по специальности «Учитель физики и математики». Педагогический стаж 11 лет. Своим достижением считает то, что ученики стали выбирать физику как предмет для сдачи экзамена в 9-м классе. Особенно нравится учащимся участвовать в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио». С удовольствием учится на дистанционных курсах повышения квалификации педагогического университета «Первое сентября». Девиз: «Физика – это интересно!» Замужем, двое детей. Дочь заканчивает педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов», сын учится в 5-м классе.


Публикация статьи произведена при поддержке компании «PlasmaOnLine». Посетив официальный сайт компании «PlasmaOnLine», располагающийся по адресу http://PlasmaOnline.Ru, Вы сможете, не покидая кресла за своим компьютером, по выгодной цене заказать аренду проекционного экрана, бесшовной видеостены, плазменной панели, напольной стойки и другого презентационного и выставочного оборудования. Высокое качество сервиса, опыт и профессионализм специалистов компании «PlasmaOnLine», использование самого современного и надежного оборудования являются гарантами того, что предоставляемые услуги удовлетворят требованиям любого, даже самого взыскательного клиента.


Мероприятие подготовлено на базе учебника Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. «Физика. Химия. 5–6» (М.: Дрофа, 2006) с использованием пособия «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях» (Авт.-сост. Ю.В. Щербакова. М.: Глобус, 2008. Сер. «Учение с увлечением») и проведено в рамках защиты на 2-ю квалификационную категорию. Продолжительность 25–30 мин. Презентация и аудиофайлы помещены как электронные приложения к № 11/2010 – Ред.