Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2010

Учебные занятия

В. В. Хохлова,
< verna13@mail.ru >, лицей № 11, г. Челябинск

Два игровых урока в младшей школе

1. ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ. Урок изучения нового материала с элементами игровой технологии

I. Этап актуализации

Учитель. Здравствуйте, дети! (Организационный этап.) Начнём наше занятие с повторения пройденного материала по теме «Механическое движение». Для этого проведём игру «Путеводитель». Выберите в тетради самую левую клеточку, поставьте в её уголок кончик карандаша и проведите под мою диктовку линию, описывающую траекторию движения: • три клеточки вниз • одна клеточка вправо • одна клеточка вверх • одна клеточка вправо • одна клеточка вниз • одна клеточка вправо • три клеточки вверх • одна клеточка влево • одна клеточка вниз • одна клеточка влево • одна клеточка вверх • одна клеточка влево.

рис.1 (Фронтальная беседа.) Что называется траекторией? Какова траектория кончика карандаша, относительно тетради? Дайте определение пройденного пути. Длина одной клеточки равна 0,5 см. Найдите путь, пройденный кончиком карандаша. Путь – это величина, характеризующая механическое движение. Что же такое механическое движение? К какому виду механического движения можно отнести движение кончика карандаша?

А теперь давайте разгадаем ребусы, в которых зашифрованы ранее изученные физические величины. (Объём, площадь, путь.)

II. Этап объяснения нового материала

Сегодня мы введём ещё одну физическую величину, характеризующую механическое движение, – время. Не правда ли, всем знакома поговорка «Делу – время, потехе – час»? Вся наша жизнь и деятельность протекают во времени.

Ещё в древности люди изобретали разные способы измерения времени. Сегодня время измеряют с помощью специального прибора – часов. (Показывает заранее подготовленные демонстрационные часы: механические, солнечные, водяные, песочные, огненные, электронные.) Какие единицы времени вам известны? Как они соотносятся? (Выслушивает ответы учеников.)

Запишите соотношения единиц времени на доске. (Желающие выходят к доске и записывают. Так ребята проверяют самих себя.)

Время люди измеряли по-разному. В Древнем Египте было введено деление суток на 24 часа. В часе – 60 минут, а в минуте 60 секунд, – такие единицы были введены ещё в Древнем Вавилоне, где была принята не десятичная, а шестидесятеричная система счисления. А большие единицы времени – год и сутки – дала нам сама природа. За одни сутки Земля делает один оборот вокруг своей оси.

Современные часы имеют циферблат и стрелки. С помощью часов можно определять текущий момент времени. Для этого необходимо знать цену деления циферблата (показывает макет циферблата). Часы являются измерительным прибором, а циферблат – шкала этого прибора. На часах две стрелки. Имеет ли эта шкала одно определённое значение цены деления для обеих стрелок? Давайте определим цену деления данного циферблата для часовой стрелки, используя ранее изученные правила. (Ответы учеников.)

Статья подготовлена при поддержке мастерской майолики и гончарного ремесла «Нина-Potter». Если вы решили приобрести качественные навыки в гончарном деле, то оптимальным решением станет обратиться в мастерскую «Нина-Potter». На сайте, расположенном по адресу www.nina-potter.com, вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на курсы гончарного мастерства по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.nina-potter.com.

В физических опытах большое значение имеет не сам момент времени, а его промежуток (интервал времени). Например, урок наш длится 40 мин – это интервал. Перемена – 5 или 15 мин. Физики обычно малые интервалы времени измеряют секундомером. Этот прибор вам известен по урокам физкультуры.

Какие интервалы вы измеряли на уроке физкультуры? (Ответы учеников. Физкультминутка: учитель руками изображает изученные понятия в виде различных фигур – медленно показывает фигуру и проговаривает соответствующее понятие – время, путь, скорость. Ученики повторяют. Затем учитель усложняет задачу, изменяя последовательность чередования понятий и скорость действий.)

III. Этап закрепления

Учитель (берёт в руки бутылку с водой и в какой-то момент времени переворачивает её над большой ёмкостью). Отметьте точно начальный момент времени по секундной стрелке и определите, за сколько секунд вытекает вода из бутылки. (Повторяет опыт.) А теперь самостоятельно нарисуйте циферблат часов с ценой деления 10 минут. (Дети выполняют задание.) Молодцы! Теперь отгадываем загадки: • Весь день усами шевелят и время узнавать велят. (Часы.) • Этих братьев ровно семь –//Вам они известны всем.// Каждую неделю кругом// Ходят братья друг за другом. // Попрощается последний –// Появляется передний. (Дни недели.)

• Двенадцать братьев разно называются и разными делами занимаются. (Месяцы года.) • Стоит дуб, на дубе – 12 веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное. (Год, 12 месяцев, 4 недели, 7 суток, день и ночь.) Мы ходим ночью, // Ходим днём, // Но никуда мы не уйдём. // Мы бьём исправно каждый час. // А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

Все хорошо поработали, показали свои знания. А теперь займёмся экспериментальными исследованиями. (Исследовательское задание ребята получают впервые, поэтому лучше провести этот этап урока в игровой форме. В данном случае целесообразно использовать ролевую игру. Каждый ученик самостоятельно выполняет исследовательскую работу. После обсуждения полученных результатов, итоги заносятся в общий протокол, в котором каждый ученик расписывается. Можно объявить конкурс на лучшее исследование среди всех 5-х классов.)

Ребята, к нам в исследовательскую лабораторию пришёл заказ. Необходимо сконструировать идеальный маятник. Для этого нас просят провести ряд исследований, которые должны ответить на следующие вопросы: как зависит время одного колебания маятника от угла отклонения нити? Как зависит время одного колебания маятника от длины нити?

Результат наших исследований необходимо занести в протокол, который мы должны отправить сегодня заказчикам (раздаёт протоколы).

Ребята, у вас на столах оборудование: штатив, гайка, нитки, секундомер. Давайте изготовим модель маятника. Привяжите гайку к нитке. Подвесьте гайку на штативе. Попробуем ответить на первый вопрос: как зависит время одного колебания маятника от угла отклонения. Как вы думаете, каким будет результат? (Дети считают, что с увеличением угла отклонения время одного колебания маятника увеличится.)

Проверим ваши предположения. Отклоняем маятник сначала на один угол, измеряем с помощью секундомера время одного колебания. (Дети проводят измерения, делают записи в протоколах. Учитель обсуждает с учениками полученные результаты.) Итак, проведённые опыты убеждают, что ваше предположение (гипотеза) было ошибочным. (Этот результат ученики не ожидали. Они записывают в протоколы вывод: время одного колебания маятника не зависит от угла отклонения нити.)

Попробуем ответить на второй вопрос: зависит ли время колебания маятника от длины нити. Какие гипотезы вы выдвигаете? (Дети считают, что с увеличением длины нити время одного колебания маятника увеличится.) Определите с помощью секундомера время одного колебания маятника для двух разных значений длины нити. (Дети проводят измерения, делают записи в протоколах. Учитель обсуждает с учениками полученные результаты.) Итак, проведённые опыты убеждают, что с увеличением длины нити время одного колебания маятника увеличивается. Ученики делают соответствующую запись в протоколе.

(Подведение итогов. Заполнение протокола для «заказчиков» с ответами на все поставленные вопросы. Выставление оценок. Домашнее задание: самостоятельно сделать часы – песочные, огненные, водяные или солнечные.)

Протокол

Исследовательская работа 5 ___ класса

Тема работы: «Изучение колебаний маятника».

Таблица результатов

Зависимость времени одного колебания маятника от угла отклонения.

Угол отклонения маятника

Начальный момент времени

Конечный момент времени

Промежуток времени, с

Маленький

 

 

 

Большой

 

 

 

Вывод: ________________________________________

Зависимость времени одного колебания маятника от длины нити.

Длина нити

Начальный момент времени

Конечный момент времени

Промежуток времени, с

Маленький

 

 

 

Большой

 

 

 

Вывод: __________________________________________

Подписи исследователей: __________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Дата проведения исследования: _____________________

 

2. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Урок обобщения и систематизации пройденного материала

Ход игры

На доске вывешивается игровое поле с названиями тем. Каждая тема содержит задания. Класс разбивается на две команды, выбирается жюри. Учитель задаёт вопрос: «Что называют механическим движением?» Ответ даёт право одной из команд выбрать тему и добавить себе баллы (максимально 2 балла).

Путь

Масса

Время

Скорость

Траектория

Инерция

Путь. Учащимся выдаются карточка с заданием, нитки и линейка.

рис.2 Задание: цыплёнок, суслик и щенок потеряли семью. Подскажите им путь, который приведёт их к родным. С помощью нитки и линейки определите путь, который потребуется проделать собаке.

рис.3 Скорость. Ведущий предлагает играющим найти как можно больше информации о движении, изображённом на плакате. Наибольшее число очков получает тот, кто последним внесёт существенное дополнение или поправку.

Масса. Учащимся выдаются весы с разновесами, пустой сосуд, такой же сосуд с песком.

Задание: найдите массу песка в сосуде, не высыпая его.

Траектория. Шерлоку Холмсу пришла необычная посылка – с картой острова и запиской: «Дорогой Шерлок Холмс! Если вы будете внимательны, то сможете обозначить место на этой карте, где хранятся сокровища. Начинайте от лодки: 7 см на север; 5 см на запад; 3 см на север; 15 см на восток; 3 см на юг.

Задание: обозначьте на карте место, где находится клад. Какую траекторию потребуется описать Шерлоку Холмсу, чтобы добраться до сокровищ? Можете ли вы предложить оптимальную траекторию?

Время. Учащимся выдаются карточки с задачей-головоломкой «Кража на теплоходе» (из журнала «Наука и жизнь»).

• В 12 ч 30 мин к капитану прогулочного теплохода, идущего вверх по реке, влетела миссис Смит.

– У меня из каюты украли коробку с драгоценностями!

рис.4 – Пожалуйста, подробнее.

– Горничная принесла мне кофе в 10 ч 30 мин, после чего она пробыла несколько минут во второй половине каюты, где находились мои драгоценности. Затем она побывала там же за несколько минут до 12 ч.

– Кто ещё был в вашей каюте?

– Моя подруга миссис Браун приходила ко мне поиграть на рояле, но, конечно, она вне всяких подозрений. В 12 ч 05 мин её игру прервал стюард, который попросил её выйти, пока он не исправит настольную лампу. В 12 ч 10 мин я внезапно возвратилась в каюту, обнаружила, что стюард рылся в моих вещах, и начала его отчитывать. Это продолжалось до 12 ч 25 мин, когда возвратилась моя подруга. Тут я обнаружила пропажу и побежала к вам.

Капитан установил, что от 12 ч 10 мин до 12 ч 20 мин горничная получала в кладовой бельё. Но никто не мог сказать, где она была от 12 ч 00 мин до 12 ч 10 мин и от 12 ч 20 мин до 12 ч 30 мин.

Так как капитан никак не мог прийти к какому-либо определённому выводу, он в 13 ч 30 мин лёг на обратный курс. Неожиданно в 14 ч 45 мин теплоход поравнялся с каким-то ящичком, плывшим по воде. Миссис Смит узнала в нём свою шкатулку. Тогда капитан сразу установил, что драгоценности были похищены... Кем? (миссис Браун.)

Инерция. Задание: инсценируйте движение автобуса с пассажирами, движущегося от одной остановки до другой, учитывая, что шофёр оказался неопытным. Объясните явления, происходящие с пассажирами. Подводятся итоги. Жюри зачитывает результат. Участникам выставляются оценки.

Рисунки присланы автором

 

ХохловаВера Владимировна Хохлова – учитель физики и информатики высшей квалификационной категории. Преподаёт пропедевтический курс физики в 5–6-м классах по авторским учебным пособиям «Физика-5», «Физика-6» (написаны под руководством д.п.н. проф. М.Д. Даммер). Награждалась грамотами МОиН Челябинской области. В 2005 г. стала лауреатом Всероссийского конкурса учителей физики и математики «Молодой учитель», проводимого фондом «Династия».